Когда ребенок начинает гулить и агукать: возраст начала звукоподражания

6 способов для родителей превратить гуление и агуканье младенца в речь

Когда ребёнок начинает гулить и агукать, у него, как правило, всегда есть восторженная аудитория: нет ничего смешнее или очаровательнее, чем малыш, который учится делать первые звуки. Ваш маленький гений научится говорить поэтапно, начиная с гласных звуков, вздохов, гулений, ворчаний и агуканий – начальных шагов к первым словам. Но всё это начинается со специального, уникального и родного для вашего ребёнка языка – гуления.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.


Когда ребёнок начинает гулить и агукать, у него, как правило, всегда есть восторженная аудитория: нет ничего смешнее или очаровательнее, чем малыш, который учится делать первые звуки. Ваш маленький гений научится говорить поэтапно, начиная с гласных звуков, вздохов, гулений, ворчаний и агуканий – начальных шагов к первым словам. Но всё это начинается со специального, уникального и родного для вашего ребёнка языка – гуления.

Во сколько месяцев ребенок начинает гулить

  1. Во сколько месяцев начинается гуление
  2. Когда ребенок произносит слова и первые фразы
  3. Как научить малыша говорить


Первые попытки заговорить кроха делает в возрасте 12 – 16 недель. Он умеет выражать эмоции, произносит «у», «а», «э». Чем старше кроха, тем дольше длится гуление.

Первые звуки малыша

Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное “агу”.

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.

Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.

4 — 5 месяцев

Многие родители замечают, что ребёнок все заметнее реагирует на общение и игру с ними. Младенец использует улыбку в зависимости от настроения взрослых, узнает лица знакомых людей, отличает от незнакомцев.

На четвертом месяце жизни прикосновения, тактильные ощущения побуждают детей к общению. Массажи, различные гигиенические процедуры помогают чувствовать свое тело. В эти моменты можно узнать, какие прикосновения нравятся младенцам. Также важно с улыбкой смотреть на ребёнка. Если к нему обращаются приветливо, то в ответ он улыбается, гулит.

Важно! Происходит развитие артикуляционного аппарата. Дети готовятся к произнесению первых слогов, овладению интонаций речи, свойственных родному языку.

Как разговорить малыша?

Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

Причины молчания

Нужно ли волноваться и бежать по врачам, если в три месяца ребенок не агукает? Конечно, нет, ведь речевое и предречевое развитие детей подчиняется правилам индивидуальности и не может быть единым для всех. К тому же периоды развития речи могут чередоваться с периодами полной и пугающей родителей тишины. Так, кроха, который радовал маму своими «агу» и «ага» с 2 месяцев, вполне может замолчать. Если кроха перестал агукать в 4 месяца или позже, не сомневайтесь, это временное явление, вызванное испугом, стрессом, болезнью, режущимися зубками. Малыш как бы на время забывает новое умение, но при благоприятных обстоятельствах он снова возвращается к гулению.

Читайте также:  Глазные капли для улучшения зрения при близорукости и другие методы лечения

Не агукать грудничок может по «семейной традиции». Если в семье домочадцы – сплошь молчуны, не привыкшие улыбаться, смеяться, выражать свои эмоции ярко, то и детки растут такие же. Чем больше с ребенком разговаривают, общаются, улыбаются ему, чем больше поют песенок и читают стишков-потешек, тем быстрее он начнет повторять услышанные звуки и эти попытки и станут агуканьем и гулением.

Поводом для посещения врача может стать необычное гуление или агуканье в виде визга или мычания, которое ребенок использует для общения после полугодовалого возраста. Мычание, лишенное эмоционального оттенка, настроения, может быть первым признаком мозговых нарушений или психических отклонений.

Отсутствие агуканья в течение первого года жизни свойственно детям с аутизмом, с синдромом Дауна и другими генетическими синдромами. Порой отсутствие естественных для малышей звуков говорит о получении ребенком черепной травмы, кровоизлиянии в мозг при рождении или сразу после него, о поражении отдельных центров, в том числе центра речи и распознавания звуков.

Недоношенные дети начинают агукать позднее своих доношенных ровесников.

Малыши, ослабленные частыми заболеваниями или врожденными недугами, также начинают агукать позже, как и очень меланхоличные и ленивые младенцы, которые просто являются такими в силу характера и темперамента.


Малыш охотно начнет гулить и агукать, если мама говорит с ним спокойным тоном, часто меняет интонации, говорит нараспев. Громкость речи тоже имеет значение – не нужно кричать или шептать, дети лучше всего воспринимают средние частоты человеческой речи.

Если ребенок начал агукать и гулить, а потом перестал

Если грудничок начинает агукать, но через некоторое время замолкает, то волноваться не стоит. Этот перерыв может потребоваться на усовершенствование речи, например, чтобы освоить слоги. Агуканье возобновляется, но оно уже не такое, как прежде, а более интенсивное, с интонацией.

Иногда виной прекращения гуления может стать сильный стресс, испуг, неврологические нарушения. Если не помочь ребенку, то это становится причиной задержки речевого развития.

Чтобы возобновить агуканье, нужно показать малыша педиатру, а затем, по необходимости, неврологу, ЛОРу. Если отклонений нет, то поможет активное общение, массаж, игры.

Все грудные дети агукают, поскольку еще не умеют разговаривать. Это подготовка к речи, поэтому ее развитию нужно уделять максимум внимания.

Иногда виной прекращения гуления может стать сильный стресс, испуг, неврологические нарушения. Если не помочь ребенку, то это становится причиной задержки речевого развития.

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки [а], [о], [э], [у] и сочетания звуков [а-а-а-а, уа-уа-уа-уа, уэ-уэ-уэ-уэ, уау-уау-уау-уау]. Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.


Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

Когда ребенок начнет гулить и агукать

Роды – серьезное испытание для матери и дитя, требующее несколько недель на восстановление сил и энергии. В течение первого месяца организм младенца адаптируется к новым условиям окружающей среды и «приходит в себя». Родители даже не представляют, сколько неожиданных и удивительных впечатлений их ждет!

Уже на втором месяце жизни у младенца закладывается потребность в общении, когда ребенок начинает агукать, улыбаться и «говорить» доступными ему способами.

В педиатрии есть нормативы развития детей грудного возраста, существенные отклонения от которых могут говорить о нарушениях. Важно наблюдать за поведением и умениями своего крохи – своевременное обнаружение проблем помогает вовремя их корректировать, предотвращая серьезные последствия в дальнейшем.

Читайте также:  Гепабене — когда назначают и как принимать, продолжительность курса лечения, противопоказания и отзывы

В этой статье мы расскажем об эмоциональном и психологическом развитии месячного малыша – период, когда ребенок начинает гулить и интересоваться другими людьми.

Из этой статьи вы узнаете

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Речевой аппарат ребенка начинает развиваться с самого раннего возраста. Первых младенческих «слов» с нетерпением ждут родители. О сроках их появления обычно напоминают и врачи, так как замедление данного процесса может свидетельствовать о задержке развития, неврологических проблемах. Многие педиатры говорят, что ребенок должен агукать в 1 месяц уже. Однако нередко первые «агу» появляются позднее, между первым и вторым месяцем.

Когда ребенок начинает гулить и агукать, в каких ситуациях это делает, как себя вести с малышом и развивать у него первые речевые навыки?

Когда ребенок агукает, то обычно и улыбается. Нередко малыши с самого раннего возраста выбирают себе «любимчика» в семье, которому улыбаются чаще. И обычно таким любимчиком становится не мама и не папа, а старший ребенок.
Смеяться же в голос малыш начинает позднее, с 3-4 месяцев. Хотя иногда звуки смеха вы можете услышать раньше, когда он спит и, видимо, видит красочные и добрые сны. Чаще в голос смеются дети, в семьях которых принято громко смеяться. Они копируют взрослых.

Первые звуки малыша, когда ребенок начинает агукать и гулить?

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.


В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Когда ребенок начинает говорить «Агу»!

Первой ступенькой на пути к осознанной речи малыша будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом. Старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки.

Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.


Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.

Основные характеристики речевого развития грудничков

Выделяют три основных этапа развития речи:

1. Подготовительный

Для данного этапа характерно гуление, лепетание, крик, агуканье и даже улыбка.

В течение первых месяцев жизни появляются первые голосовые реакции, называемые гулением (АУ, ЭУ). Со временем они приобретают определенные интонации. Примерно около двух месяцев дети четко начинают произносить некоторые гласные буквы: А, О, У, Е. Именно они слышатся как агуканье, из-за гортанного их произношения. Появление данного сочетания слогов означает, что ребенок развивается в соответствии с возрастными рамками и не имеет никаких отклонений.

Читайте также:  Как происходит овуляция - признаки, симптомы, ощущения при овуляции

Позже, примерно к трем месяцам гласные будут относиться конкретно к какому-нибудь предмету (при виде любимой погремушки произносит звук А). Можно наблюдать, как ребенок под музыку произносит много гласных (поет).

В четыре месяца звуковой ряд пополняется согласными (б, п, м). Но это не обязательное условие до шести месяцев. К полугодию ребенок уже учится соединять несложные слоги.

2. Период, когда младенец начинает понимать то, что говорит взрослый

В возрасте 7 месяцев начинает развиваться сенсорная речь (понимание взрослой речи). Ребенок может выполнить несложные инструкции, знает имена своих близких, любимых игрушек.

3. Период активной речи

К годовалому возрасту, ребенок пользуется словами для определения своих потребностей. Учится строить предложения и фразы. Появляются слова-предложения (например, словом «Мама», обозначается и приход мамы, и ее уход). Появляются звуки, подражающего типа (дождик – КАП-КАП, часики – ТИК-ТАК). Прежде, чем знакомить ребенка с новым словом, нужно изучить его свойства и основные характеристики.

Если ребенок улыбается, появилось агуканье, он с интересом изучает предметы, значит, нет повода беспокоиться. Эмоциональная, речевая и психическая сфера развиваются согласно возрастным рамкам.

3. Период активной речи

Почему ребенок молчит?

Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.

Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?

  1. Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков – позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
  2. Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
  3. Общение. Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие – купание, кормление, переодевание, смена памперса, – должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами. Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску. По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

  1. Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков – позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
  2. Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
  3. Общение. Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие – купание, кормление, переодевание, смена памперса, – должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами. Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску. По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

Что делать, если ребенок не агукает

Бывает так, что малыш внезапно перестал агукать. Не волнуйтесь. Причинами этого могут быть неважное самочувствие или необходимость взять тайм-аут для усвоения новой информации.

Если младенец в 2 месяца не агукает — дайте ему время. Развитие детей, в том числе и развитие речи, происходит не по расписанию, а у каждого по-своему, зачастую скачкообразно, с паузами и даже небольшими откатами назад. Встревоженной маме не стоит лихорадочно искать ответ на вопрос: «Во сколько месяцев ребенок начинает агукать?», а лучше немного помочь малышу.

  • очень мягко и ласково разминайте ладошки малыша, чтобы стимулировать те участки головного мозга, которые отвечают за речевую функцию;
  • разговаривайте с ним, озвучивайте все ваши действия, отвечайте ему, добавляйте новые звуки, одним словом, общайтесь.

Таким образом можно посодействовать тому, чтобы грудничок начал говорить и произнес первое «агу».


Если младенец в 2 месяца не агукает — дайте ему время. Развитие детей, в том числе и развитие речи, происходит не по расписанию, а у каждого по-своему, зачастую скачкообразно, с паузами и даже небольшими откатами назад. Встревоженной маме не стоит лихорадочно искать ответ на вопрос: «Во сколько месяцев ребенок начинает агукать?», а лучше немного помочь малышу.

Добавить комментарий