Кризис 7 лет у ребенка: рекомендации родителям от психолога

Как справиться с детским кризисом?

Кризис семи лет имеет и свои особенности. Ребенок начинает отказываться от детских игр и развлечений. Ранее любимые игрушки перестают быть интересными. Начинается осознанное непослушание и желание высказать свою позицию, появляется упрямство и начинаются капризы, споры со взрослыми и копирование их поведения. Тут важно не упустить момент и вовремя обратить внимание на смену поведения и новые повадки.

Более ярко кризис 7-8 лет проявляется у девочек. В этом возрасте становится более заметна разница в поведении мальчиков и девочек. Юные леди начинают манерничать и копировать повадки мамы. Речь становится более эмоциональной, а предложения строятся с помощью прилагательных. На фоне этого появляется первая конкуренция между малышами младшего школьного возраста, зависть и возможные конфликты. В этом возрасте девочки начинают больше уделять внимания своему внешнему виду. Постарайтесь дать дочери больше свободы в выборе вещей и школьных принадлежностей, следите за тем, что сейчас актуально и пользуется популярностью у девочек.


Более ярко кризис 7-8 лет проявляется у девочек. В этом возрасте становится более заметна разница в поведении мальчиков и девочек. Юные леди начинают манерничать и копировать повадки мамы. Речь становится более эмоциональной, а предложения строятся с помощью прилагательных. На фоне этого появляется первая конкуренция между малышами младшего школьного возраста, зависть и возможные конфликты. В этом возрасте девочки начинают больше уделять внимания своему внешнему виду. Постарайтесь дать дочери больше свободы в выборе вещей и школьных принадлежностей, следите за тем, что сейчас актуально и пользуется популярностью у девочек.

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.


В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Гендерные различия

Кризис 7 лет неодинаково воспринимают девочки и мальчики. Об этом обязательно должны знать родители для корректирования своей поддержки в этот особенный период. Детьми этого возраста уже осознаются гендерные особенности, и это отражается в их поведении.

  1. Повышения голоса;
  2. Критики учителя и других взрослых при ребенке;
  3. Нарушений правил, установленных для соблюдения;
  4. Обращений по любому поводу в поликлинику или на консультацию к психотерапевту;
  5. Отношения как к малышу. Поймите и примите самый первый этап взросления;
  6. Паники, самообвинений в том, что неправильно воспитываете;
  7. Физических наказаний;
  8. Ограничений общения с ровесниками;
  9. Сравнений с другими, критики — только мягкие (исключительно, когда рядом нет посторонних!) указания на ошибки;
  10. Игнорирования школьных проблем (идет ли речь об успеваемости или конфликтах в классе);

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?»

Оксана Мартынова
Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?»

Консультация для родителей.

«Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям

Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Возрастные кризисы у детей: кризис 7 лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

кризис младенческого возраста;

кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;

кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;

кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания. Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

Признаки кризиса 7 лет у ребенка

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

• нелепым вредным поведением;

• плохой усидчивостью и вертлявостью;

• во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;

• одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признакисопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

• вспыльчивость и раздражительность;

• рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;

• замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;

• поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;

• в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;

• в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания. Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый. Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада,который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор. Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым. На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Читайте также:  Как принимать Луцетам эффективно и безопасно: инструкция и отзывы

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги. С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям. Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет?

Анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:

0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;

1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;

2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.

2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.

3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.

4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.

5. Мы часто играем с ним/ней в школу.

6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.

7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.

8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

• Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.

Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.

• Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь!

1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.

2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку. Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.

3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

Кризис 7 лет, рекомендации родителям!

1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».

Рекомендации кризис 7 лет: корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.

2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте. В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.

3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его. В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.

4. На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи. Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.

5. Особенностью кризиса 7 лет является непослушание. Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым. Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком. Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.

7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Консультация для родителей «Что делать если ребенок кусается?» В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего.

Что делать со сквернословами? Консультация для родителей С некоторых пор проблема сквернословия в нашей группе стала все больше и больше меня волновать. Сначала это были одноразовые словечки. И.

Консультация для родителей «Кризис трех лет. Проявление кризиса» Консультация для родителей Кризис трех лет известен в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам». К нему неоднократно обращались.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Что делать?» Агрессивность • Будем прибегать к большей строгости, а оказывается с ним нужно быть ласковее и внимательнее. Агрессивность имеет положительные.

Консультация для родителей «Что делать по дороге в гости?» «Что делать по дороге в гости?» Вы едите в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка» Что нужно знать родителям о профилактике речевых расстройств у ребенка С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое.

Консультация для родителей «Пассивный ребенок. Что делать?» Как общаться с пассивным ребенком • Если ребенок пассивен,разрешайте ему пробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их.

Консультация для родителей «Ребенок дерется? Что делать?» Консультация для родителей «Ребенок дерется? Что делать?» Проблема: мальчик 5 лет дерется в детском саду и дома. Воспитатель детского сада.

Консультация для родителей «Основные симптомы кризиса трёх лет» ПРОЖИВАНИЕ КРИЗИСА У РЕБЁНКА 3 ЛЕТ Вот кажется, буквально вчера ваш ребёнок был послушным и покладистым, а сегодня с утра он проснулся.

Консультация для родителей «Зеркальное письмо. Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия» Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия … Зеркальное письмо – письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание.

Консультация для родителей «Что делать по дороге в гости?» «Что делать по дороге в гости?» Вы едите в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают.

ЧЕМ КРИЗИСНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ

Исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют: дети, у которых ярко выражены «активные» симптомы кризиса семи лет (конфликтное поведение, негативизм, непослушание, упрямство, стремление к самостоятельности), лучше адаптируются к началу новой школьной жизни.

Это объясняется тем, что они быстрее и активнее своих сверстников изучают меняющуюся ситуацию, примеряя на себя новые социальные роли. Дети с пассивными формами непослушания (капризы, плаксивость, гиперчувствительность к критике) и слабыми проявлениями самостоятельности обладают меньшей психологической готовностью к школе.

Например, девочка примеряет на себя мамины туфли и учит младшую сестру воспитывать кукол, а мальчик с серьезным видом рассуждает о политике или устройстве мира.

Кризис 7 лет. Как быть родителям?

КРИЗИС 7 ЛЕТ: Рекомендации для родителей

7 лет – сложный период в жизни ребёнка. Это время, когда ломаются все его стереотипы, все его представления о мире, формировавшиеся всё раннее детство. Игровая деятельность меняется на учебную, детский сад на школу. Поэтому, период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании. Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу. Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Читайте также:  Какой врач лечит остеопороз и его клинические проявления

Особенности ребенка в период кризиса 7 лет:

– ребенок начинает оценивать себя более критично, чем раньше;

– он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой;

– начинает создавать различное представление о разных людях;

– появляется «хитрость» как нарушение привычных требований родителей. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Например, вместо мытья рук перед едой ребенок идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

– в ответ на критику родителей может очень бурно отреагировать: заплакать, обвинить родителей в непонимании и т.д.

– теряется детская импульсивность, непосредственность, появляется способность подумать прежде, чем делать.

– появляется “кривляние”, манерность, искусственная натянутость поведения.

– начинает задавать общие вопросы, не привязанные к конкретному событию его жизни: о политике, происхождении планет, жизни на Земле и других планетах, эволюции живого, жизни в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), также затрагиваются семейные связи. Причём взрослый в такого рода беседе, выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

– становится важным самостоятельный выбор сферы деятельности: с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом (но только по своей инициативе, а если его попросить о чем-то – заупрямится и не сделает или сделает с неохотой).

– помимо игры, начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, конструирование, поделки из бумаги и других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

– Может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя их слова, либо открыто отвергая.

Как уже говорилось, ребенок к началу кризиса 7 лет начинает ощущать острую потребность быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как ко взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он скоро станет взрослым и пойдёт в школу.


Как общаться с ребенком, проходящим кризис 7 лет?

Необходимо знать, что главной, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение. Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как ко взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Несколько советов родителям:

  • не применяйте тон приказа и назидания, этим Вы ровным счетом ничего не добьетесь;
  • если Вы чувствуете, что скандалы с ребенком становятся все чаще и чаще – отдохните друг от друга;
  • сохраняйте долю оптимизма и юмора в общении с ребенком;
  • если указываете на ошибки ребенка, проанализируйте вместе причины этих ошибок и обсудите способы по их исправлению и выразите уверенность, что у него всё получится;
  • старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;
  • придумывайте различные поручения, игры-задания;
  • занимайте ребенка продуктивными видами деятельности – делайте с ним различные поделки, оценивайте результаты, хвалите его;
  • также полезными будут занятия, направленные на формирование самостоятельности, умение принимать решения, самоконтроль;
  • старайтесь проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать с ним, как со взрослым;
  • е сли ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать своё мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом просто не вспоминать о произошедшем.
  • не забывайте о тихих беседах перед сном, вечерних разговорах, обсуждениях дневных событий.

Если Вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных здесь рекомендаций, Вы сможете преодолеть негативные проявления «кризиса 7 лет» и с честью выйти из этого одинаково сложного и для ребенка, и для родителей периода.

– начинает создавать различное представление о разных людях;

В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

  • манерность;
  • неусидчивость;
  • необъяснимое вредительство;
  • попытки передразнивания или копирования взрослых;
  • неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

  • сравнении себя с товарищами;
  • заниженной оценке собственных возможностей;
  • поисках авторитета;
  • кляузах и пакостях;
  • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Скачать:

ВложениеРазмер
stend_psiholog.docx15.08 КБ

7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи. Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Истоки кризисов семи лет

Конечно, во многом причиной появления кризисного поведения может стать отношение и позиция взрослых, которые окружают ребенка. На сегодняшний день своей жизнью, местом в ней и отношением к происходящему в целом недовольны даже многие взрослые. Зачастую подобные свои чувства комплексы родители компенсируют за счет собственных детей. Нередко родители возлагают на детей слишком большие надежды, изначально навешивая им ярлыки, формируя в их головах определенные установки «учиться непременно лучше других деток в классе», «обязательно стать чемпионом в спорте», и не верят мнению педагогов и психологов о том, что у ребенка есть проблемы развития, которые нужно устранять, полагая, что их дочка либо сын самые лучшие, и они не могут быть не идеальными.

Родители принимаются ругать ребенка в тех случаях, когда он делает что-либо не так, как от него ожидалось и не могут понять, что ребенок не может научиться сразу всему. В реальности ребенку нужно приложить все возможные усилия, чтобы он мог в реальности оказаться таким, каким его хотели бы видеть его родители. Естественно, поддержка родителями своих детей в их начинаниях, которая формирует их самооценку, крайне важна, но не тогда, когда ребенка идеализируют, и ребенок начинает воспринимать себя неадекватно – самым идеальным, умным и особенным. В таких случаях есть риск развить в ребенке боязнь несостоятельности, он будет бояться, что не оправдает тех надежд, которое на него возлагаются, и это приведет к стрессу.

Проблемы с отношением к обучению в школе могут также быть связаны с тем, что современная программа обучения, а также методики воспитания детей в выпускной группе садика становятся все более сложными приближенными к школьным. Начиная с садика дети начинают уже привыкать к учителям и урокам, если к ним приходят заниматься ежедневно, и перестраиваются на школьный режим. В таком случае поступление в школу перестает восприниматься как новое и яркое событие в школе, теряется интерес к этому и снижается стремление примерять себе новую роль — ученика.

Возникновение самоуважения – это ключевое новообразование в формировании кризиса семилетки.

Важно понимать, что старшие дошкольники постепенно стремятся участвовать в жизни не только собственной семьи, но и социума, и самым доступным способом принять в этом участие и реализовать свои стремления будет поступление в школу и обучение в ней. Поэтому большинство детей старшего дошкольного возраста очень ждут нового этапа своей жизни, активно с большим удовольствием играют в ролевые игры о школе и несколько раз в день перебирают и рассматривают школьные принадлежности, купленные к началу обучения.

Причины кризиса у детей в 7 лет

У родителей ребенка возникают резонные вопросы: откуда же вылез этот кризис, если ребенок был послушным и покладистым? Что родители сделали не так? Возникают разнообразные предположения о причинах нового поведения ребенка — кто-то «испортил», плохая компания, злые родственники, пошлое телевидение. Хотя причины кризиса семи лет психология видит, прежде всего, в семье и в самой природе психики.

Возрастные кризисы рассматриваются психологией как естественные этапы преобразования психики. Во время возрастных кризисов жизненный опыт, накопленный за прошедшие годы, «перерождается» в качественно новые структуры, которые и оказываются почвой для дальнейшего развития человека. Кризисы могут проходить как бурно, так и безболезненно: все зависит от того, какой опыт был накоплен в промежуточном этапе и какая социальная обстановка складывается на момент начала кризиса.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология отмечает как один из самых бурных кризисов за всю жизнь человека. В этот период у детей формируется социальная позиция ребенка и утрата детской непосредственности. От протекания и исхода кризиса зависит то, насколько малыш в последующем будет успешно адаптирован к жизни в социальной среде.

Социальная обстановка кризиса 7 лет сама подталкивает маленького человека к глубокой перестройке всего поведения. Прежде всего, в возрасте 6–8 лет малыш идет в школу. Это предъявляет к нему ряд новых требований: малыш, до этого особенно не ограниченный рамками дисциплины, теперь должен подчиняться уставу школы.

Носить школьную форму, сидеть по 45 минут на уроках, внимательно слушать учителя и выполнять задания — это звучит несложно для взрослого, а для большинства дошкольников даже заманчиво и волнительно, но все дети без исключения, едва попадая в новую среду, вынуждены перестраивать свое поведение и учиться соответствовать ожиданиям взрослых.

Меняется и окружение ребенка. Он получает опыт делового общения со сверстниками. Школьный класс — это первый «рабочий коллектив», где не просто собраны сверстники, но и объединены единой задачей: учиться.

Тем самым школьник усваивает две важные вещи. Первая: он больше не может удовлетворять все потребности сразу же после их возникновения — ему приходится считаться с социумом. В школе даже для удовлетворения простейших желаний, например, поесть или сходить в туалет, приходится проявлять терпение и получать желаемое только по прошествии некоторого времени. Вторая: чадо получает «место в мире» наравне (по его мнению) со взрослыми. Это позволяет малышу считать, что он теперь имеет право на те же вещи, что и взрослые люди, и поэтому его поведение меняется соответствующе.

Ребенок может прийти в школу с различной мотивацией. Первая мотивация — игровая. Малыш воспринимает учение как забавную игру и получает фрустрацию сразу же, как только ему были предъявлены более или менее серьезные требования, выполнять которые он не согласен.

Вторая мотивация — демонстративная. Детям нравятся атрибуты «взрослости»: они рады новым тетрадкам, учебникам, рюкзаку и форме. Им нравится демонстрировать их, тем самым ощущая свою принадлежность к определенной социальной группе, которая кажется важной и заманчивой. Как и в первом случае, ребенок оказывается фрустрирован, как только понимает, что за внешними атрибутами «взрослости» кроются не вполне приятные занятия, к которым приходится прикладывать усилия.

Наконец, третья мотивация — учебная. К 7 годам очень немногие дети обладают личностью настолько сформированной, чтобы получать удовлетворение непосредственно от получения знаний. Одновременно с этим, учебная мотивация является наиболее адаптивной, поэтому формирование правильного отношения к учебе становится задачей родителей и педагогов (как дошкольного учреждения, так и школы).


Тем самым школьник усваивает две важные вещи. Первая: он больше не может удовлетворять все потребности сразу же после их возникновения — ему приходится считаться с социумом. В школе даже для удовлетворения простейших желаний, например, поесть или сходить в туалет, приходится проявлять терпение и получать желаемое только по прошествии некоторого времени. Вторая: чадо получает «место в мире» наравне (по его мнению) со взрослыми. Это позволяет малышу считать, что он теперь имеет право на те же вещи, что и взрослые люди, и поэтому его поведение меняется соответствующе.

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Посильные домашние обязанности помогут школьнику почувствовать себя взрослым и самостоятельным

10 МОЖНО для родителей:

  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.
  • потере интереса к учёбе, низкой успеваемости;
  • неуверенности в собственных силах, снижении самооценки;
  • конфликтах с учителями и одноклассниками;
  • физиологических проблемах, таких как: нарушения сна и аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

Продолжительность кризисного периода

Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет. Обычно чем кризис длится дольше, тем более спокойно протекает, и наоборот – короткий проходит очень интенсивно. У девочек кризис 7 лет протекает обычно ярче, чем у мальчиков.


Кризис семи лет у детей может длиться от пары месяцев до года. Примерные возрастные рамки – от 6,5 до 7,5 лет. Обычно чем кризис длится дольше, тем более спокойно протекает, и наоборот – короткий проходит очень интенсивно. У девочек кризис 7 лет протекает обычно ярче, чем у мальчиков.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки. В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают. Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых. Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии. Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Добавить комментарий