Аффективно-респираторные приступы: симптомы, причины, предотвращение

Лечение

Специального медикаментозного лечения аффективно-респираторных приступов не требуется. Это объясняется несколькими причинами:

  • в подавляющем большинстве случаев аффективно-респираторные приступы купируются самостоятельно при достижении ребенком определенного возраста или при смене окружения (детского сада, подготовительных курсов в начальной школе и т. п.);
  • на настоящий момент препараты, обладающие доказанной эффективностью в части профилактики приступов, отсутствуют;
  • данное состояние не является патологическим.

Существует несколько способов, которые помогают прервать приступ и рефлекторно восстановить дыхание: резко подуть на ребенка, брызнуть в лицо водой, осторожно похлопать по щеке.

Неспецифическое лечение, направленное на улучшение метаболизма в тканях головного мозга, нормализации баланса процессов возбуждения и торможения, таково:

  • ноотропные препараты;
  • седатики растительного происхождения;
  • нейротропные витамины (группа В);
  • физиотерапевтические процедуры.


Для уточнения диагноза иногда рекомендуются дополнительные исследования:

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

1. Почему возникают приступы? 2. Как это выглядит? 3. Механизм развития и клиническая картина 4. Дыхание и эмоции 5. Что делать во время приступа? 6. Простые правила для родителей 7. Как выставляется диагноз?

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.


1. Почему возникают приступы? 2. Как это выглядит? 3. Механизм развития и клиническая картина 4. Дыхание и эмоции 5. Что делать во время приступа? 6. Простые правила для родителей 7. Как выставляется диагноз?

Респираторно-аффективные приступы

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – “синий” и “бледный”.

“Бледные” аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает. “Бледные” аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу “синих”. Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса – ребенок весь “обмякает” на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой “двигательной буре” протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение “ужасных двухлеток” в “ужасных двенадцатилеток”.

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все ему разрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок не расстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды “стоп” к команде “вперед”.

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Читайте также:  Диета при гастрите с пониженной кислотностью: что можно и чего нельзя?

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.
  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Несколько советов по предотвращению новых приступов закатывания

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованием нейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.

Код по МКБ-10

Такие остановки дыхания в момент вдоха или выдоха нередко называют синдромом эпизодического апноэ (отсутствия дыхания) у детей, аноксическими припадками, экспираторным апноэ, а также этиологически не связанными с эпилепсией вагусными атаками, обусловленными аффективной реакцией.

Что это такое?

В медицине аффективно-респираторные приступы (АРП) имеют несколько названий: их называют приступами задержки дыхания, а также аффективно-респираторным синдромом. По сути это периодические апноэ, которые могут сопровождаться потерей сознания и судорожными проявлениями.

Название состоит из двух частей, в каждой из которых большой смысл происходящего. «Аффективный» – неконтролируемая эмоция, а «респираторный» – дыхательный. На фоне сильной эмоции нарушается дыхание, ребенок «забывает», как делать вдохи и выдохи во время сильного плача, обиды, боли, боязни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, такие приступы время от времени случаются как минимум у 5% населения планеты, как у взрослых, так и у детей, но в детском возрасте АРП случаются значительно чаще.

При этом исследования показали, что в большей мере таким приступам подвержены дети в возрасте от полугода до полутора лет, а после достижения ребенком пятилетнего возраста таких приступов практически не случается. У грудничков до полугода и новорожденных такие приступы возможны, но это считается редким явлением.

И мальчики, и девочки подвержены АРП с одинаковой частотой, но медики обратили внимание, что у маленьких мальчиков аффективно-респираторные приступы прекращаются обычно раньше, чем у девочек: в 3 года у мальчуганов и в 4-5 лет у девочек.


Все дети более эмоциональны, нежели взрослые. Это факт. Естественно, сила эмоций у малышей всегда более выражена, и злость, и разочарование, и обида, и сильный страх проявляются сильнее. Однако далеко не все малыши страдают по этой причине от аффективно-респираторных приступов с судорогами и задержкой дыхания. Медики и ученые долго пытались найти причины, которые провоцируют приступ в ходе переживания сильной эмоции, и пришли к выводу, что триггером может выступать что-то из данного списка.

Читайте также:  Везикар - инструкция по применению, цена, отзывы, противопоказания

Причины

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.


Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Причины и лечение аффективно-респираторных приступов у детей

  1. Причины АРП
  2. Симптоматические проявления
  3. Осложнения и последствия АРП
  4. Отличия АРП от эпилепсии
  5. Лечение аффективно-респираторных приступов
  6. Медикаментозная терапия
  7. Советы родителям

Гарантия эффективности лечения АРП – индивидуальный подход к ребенку со стороны врача и родителей.


Дополнительные причины возникновения приступов:

Апноэ у грудничков


Апноэ – это внезапная остановка дыхания, которая не связана с эмоциональной нагрузкой. Заболеванию подвержены груднички и новорожденные дети. У взрослых апноэ может происходить во время сильного кожного раздражения.

Особую опасность представляет внезапная остановка дыхания при апноэ во сне. При этом дыхание останавливается более чем на 25 секунд, что может иметь негативные последствия для ребенка. Нарушение следует лечить, в противном случае возможно развитие ряда неврологических патологий, вплоть до нарушения развития малыша.

Внезапное нарушение дыхания во сне – это повод для беспокойства. У грудничков нарушение может развиться по следующим причинам:

  • травма при родах;
  • врожденные аномалии строения носа;
  • отек слизистой оболочки носоглотки при простудных и вирусных заболеваниях;
  • сильное ожирение.

В старшем возрасте такие нарушения наблюдаются редко. Остановки дыхания у детей возрастом от 8 месяцев напрямую связаны с эмоциональным состоянием ребенка и, по мнению многих специалистов, являются первыми предвестниками невроза и истерии в будущем.


Кроме того, необходимо убедиться, что причиной остановки дыхания не являются инородные предметы в гортани малыша. Для этого младенца следует взять на руки, осторожно запрокинуть ему голову и тщательно изучить его горло.

Закатывания или аффективно-респираторные приступы.

«Закатывания», приступы задержки дыхания, аффективно-респираторные приступы (АРП) – это все синонимы. АРП – это внезапная кратковременная остановка дыхания на высоте вдоха, выдохнуть при таком приступе невозможно. Внешний вид ребенка при этом очень пугает родителей, буквально до обморочного состояния. Малыш сначала бледнеет, а потом кожа приобретает синий оттенок.

АРП это ранее проявление истерических приступов и обмороков. Такие приступы характерны для деток первого-второго года жизни и могут продолжаться до 2-3 лет жизни. Часто родители воспринимают закатывания как специально подстроенную сцену, но как говорит один известный телесериальный доктор: “Такое невозможно симулировать”. АРП не что иное, как рефлекс, который возникает при громком плаче. Ребенок при плаче выдыхает практически весь воздух, находящийся в легких, сразу же замолкает, ротик открыт, и малыш не произносит ни звука. Такие приступы кратковременны и длятся не более 30 – 60 секунд.

Частота приступов различна: могут быть единичные случаи в день, может быть в неделю, месяц и даже год. Детки двух лет жизни находятся в возрастной группе, которой характерны наиболее частые приступы. Постепенно частота и процент детей с АРП уменьшается и к 8 годам, у 90% детей приступы прекращаются. Спровоцировать приступ может любая сильная эмоция – будь то злость, испуг, тревога, страх (особенно в кресле стоматолога, или при виде шприца). Именно по этим причинам в течение многих лет АРП считалось поведенческой или эмоциональной проблемой. Но в 1993 году были проведены исследования, результатом которых является опровержение этих данных.

Типы АРП

Выделяют два типа АРП синий и бледный. Бледные приступы АРП проявляются как реакция на боль, например при падении или уколе. Пульс при приступе на несколько секунд исчезает, его невозможно прощупать. Наблюдаются задержки сердцебиения. Механизм развития приступа похож на развитие обморока. В дальнейшем такие дети часто падают в обмороки.

Синий тип АРП развивается при недовольстве или является проявлением гнева. Довольно часто можно видеть, особенно в детских магазинах, малышей, которые требуют купить ту или иную игрушку. На получение отказа малыш начинает плакать, кричать. Глубокое дыхание останавливается на входе, малыш начинает синеть. В дальнейшем развитие событий может пройти по двум сценариям. В первом случае дыхание малыша становится нормальным через пару секунд. В более тяжелых случаях приступы носят затяжной характер, и может развиться либо снижение мышечного тонуса – в этом случае малыш «обмякнет» в руках мамы, но может возникнуть тоническое напряжение мышц, в таком случае малыш выгибается в форме дуги. По некоторым данным АРП может перейти в эпилептический припадок.

АРП характерны для детей легковозбудимых, капризных и раздражительных. Стоит дифференцировать истинную истерию от АРП, для истерии более характерна так называемая длительная реакция протеста. Вспомним все тот же магазин, когда любимый малыш выпрашивает очередную игрушку, начинает канючить и после получения отказа падает на пол и начинает бить ручками и ножками по полу, при этом раздается громкий крик и плач.

Принципы воспитания.

Приступы раздражения свойственны всем, но детки не могут сдерживать себя, в силу возраста еще не научились правильно выражать свои мысли и желания, и дают выход переполняющим эмоциям. Самая главная роль родителей научить малыша контролировать свои эмоции, ярость и научить сдерживать эмоции в нужные моменты.
Зачастую сами родители являются стимулирующим фактором к развитию и даже поддержанию приступов. Если малышей всячески оберегать от малейшего расстройства и идти на поводу у его желаний, чтоб не при каких обстоятельствах малыш не должен был расстроиться, такое воспитание пагубно влияет на характер ребенка. Кроха будет воспринимать это как должное, и при первом же отказе будет «бурная реакция».

Правильное воспитание ребенка подразумевает участие обоих родителей. При наличии таких приступов у домашнего ребенка рекомендовано отдать его в детские дошкольные учреждения. Но, если садик, ясли стали причиной развития АРП, то стоит поступить обратно, на время ограничить кроху, и снова посещать садик только после определенной подготовки.

Необходимо предчувствовать и избегать вспышки ярости у малышей, постараться избежать ситуаций, которые могут привести к приступу. Маленькие детки часто раздражаются, когда они устали, либо голодны. Старайтесь избегать длительных поездок, прогулок, чтобы не переутомлять малыша. Если детки, которые ходят в садик, ясли, долго одеваются, вставать необходимо раньше, чтобы собираться без спешки. Если постоянно подгонять малыша, это так же может спровоцировать приступ.

Когда малыша что-то расстроило, и он плачет, не стоит требовать прекратить крик. Результата не будет никакого, необходимо попросить малыша просто подойти, это для него будет намного информативнее и легче выполнимо. Когда малыш подойдет, необходимо объяснить ему, в чем его ошибка и как надо было себя вести в данной ситуации. Детям сложно выразить свои эмоции словами, чтобы помочь малышу выразить свои эмоции, необходимо каждую эмоцию как-нибудь назвать. После того, как были «разучены» все эмоции, необходимо объяснить ребенку, что, не смотря на одолевающие чувства, есть критерии поведения, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Именно этот разговор поможет ребенку понять, в какой ситуации как себя вести. Всем детям необходимо знать о последствиях своих действий и поведения. Если сложно объяснить на словах, можно создать ситуацию, которая наглядно покажет последствия такого поведения.

Читайте также:  БОМ БЕНГЕ - инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги

Судороги во время АРП.

Длительные аффективно-респираторные приступы могут сопровождаться потерей сознания и судорогами. Различают несколько видов судорог – тонические или клонические. При тонических судорогах происходит напряжение мышц и тело малыша выгибается. Реже появляются клонические судороги, проявляется это виде подергиваний, судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. Когда судороги прошли, дыхание малыша восстанавливается.
При проявлении судорог возникает трудности в постановке диагноза. В первую очередь необходимо отличать аффективно-респираторный приступ от эпилепсии. Кроме того аффективно-респираторный приступ стоит дифференцировать от апноэ (внезапных задержек дыхания), нервных тиков, нарушений дыхания и даже железодефицитной анемии.

Первая помощь при приступе.

Самым первым действием, что необходимо сделать каждому родителю, это обязательно взять себя в руки, успокоиться и не паниковать. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте медленно. Любой приступ у ребенка можно купировать какими-либо действиями с внешней стороны, например, можно выдохнуть воздух на лицо ребенка, либо похлопать по его щекам. Важно именно несильно похлопать, а не бить ребенка по щекам. Лучшего всего подуть или побрызгать водой на лицо, тем самым можно запустить рефлекс правильного дыхания.

Необходимо не затягивать приступ, а вмешаться в его течение как можно раньше, приступ легче остановить на начальных стадиях развития. Крох можно отвлечь интересным занятием или яркой игрушкой. Часто помогает обычная щекотка, которая может помочь и при начальных приступах и при уже развившемся аффективно-респираторном приступе.
Если приступ затянулся и больше похож на приступ эпилепсии, присоединились судороги, в качестве первой помощи необходимо уложить ребенка на бок, что необходимо для профилактики асфиксии (удушья), когда язык или рвотные массы могут препятствовать дыханию. Не стоит пытаться удержать ребенка во время судорожных приступов, необходимо добиться того, чтобы ребенок не нанес себе травму. После приступа необходимо успокоить ребенка, приложить к груди, дать попить, обнять его.

С приступами закатываний необходимо обращаться к врачу-неврологу, именно они занимаются этими вопросами. При обращении к врачу, первый вопрос который задаст доктор – как проходил приступ? Что этому предшествовало? Сбор информации – это важный момент в постановке диагноза и четкого разграничения заболеваний. У детей дошкольного возраста важным диагностическим ключом являются непроизвольные мочеиспускания, они обычно говорят в пользу судорог эпилептического характера, а не аффективно-респираторного приступа. Важно узнать, предшествовали ли приступам посинения и закатывания боли в области груди, тахикардия или усиленное сердцебиение. Опрос и выявление у родственников подобных приступов, так же диагностически значимы. В 20-30% случаев у детей с АРП имеются родственники с подобными приступами, которые постигали их в детстве.

Ребенку проведут детальное обследование – назначат анализы крови и мочи, консультацию кардиолога и ЭКГ сердца, УЗИ головного мозга, если родничок еще не закрыт, или ЭЭГ мозга, чтобы оценить его активность и наличие очагов эпилепсии. Затем невролог составит план наблюдения и лечения, если оно необходимо. Обычно дети стоят на диспансерном учете у невролога до 5-7 лет.

Лечение должно проходить в двух направлениях – медикаментозное и не медикаментозное, которое является ведущим. Необходима консультация семьи и ребенка с психологом, с последующей коррекцией воспитания ребенка и налаживание ровных и спокойных отношений в семье. Специалист поможет подобрать занятия и игры, которые подходят ребенку по темпераменту и будут гасить вспышки гнева и раздражения, объяснит родителям особенности воспитания ребенка с подобными проблемами, тактику их поведения в приступе и межприступном периоде.

Если будет необходимо, применяют и ряд лекарственных препаратов, которые направлены на лечение невропатии и повышенной возбудимости. Ребенку необходимо подобрать подходящие именно для него седативные препараты. Лечение всегда подбирает специалист-невролог и самостоятельно по совету фармацевта в аптеке таблеточек подбирать не стоит – можно только навредить!

Конечно, эти приступы пугающие и первые один-два просто шокируют вас, но вы быстро научитесь их предотвращать или вовремя замечать, а значит, сделаете все, чтобы они не повторялись вновь. Помните, в 99% случаев дети это перерастают!.

Если будет необходимо, применяют и ряд лекарственных препаратов, которые направлены на лечение невропатии и повышенной возбудимости. Ребенку необходимо подобрать подходящие именно для него седативные препараты. Лечение всегда подбирает специалист-невролог и самостоятельно по совету фармацевта в аптеке таблеточек подбирать не стоит – можно только навредить!

АРП – что это такое

Медики едины во мнении, что аффективно-респираторные приступы (АРП) являются первичными проявлениями истерик и обморока.

Само название этого явления поясняет, что именно в это время происходит в организме маленького человечка. Словом «аффект» называют неконтролируемую эмоцию большой силы, которая случается под действием определённых факторов. Слово «респираторные» указывает на локализацию причин – дыхательные органы. Значит, сложив эти понятия вместе, можно определить, что АРП – это проблема дыхательного процесса, связанная с эмоциональным поведением ребёнка.

Исследования показали, что этому синдрому подвержены очень избалованные дети. Чем больше родственники потакают их капризам, тем чаще происходят приступы.

Как правило, первые случаи АРП начинаются с полугодовалого возраста, когда ребёнок уже достаточно хорошо все понимает. Обычно продолжается это до школьного возраста.

Есть один важный момент, который родители должны знать. Со стороны это может выглядеть как притворство, но приступ у ребёнка происходит непроизвольно, против его воли.

При плаче малыш выдыхает весь воздух из лёгких, забывая вдохнуть его обратно. В раннем возрасте дыхательные рефлексы ещё не выработаны, поэтому так происходит. Уже позже, когда ребёнок начинает понимать, что приступами можно добиться желаемого, он начинает симулировать и вызывать их специально.

При плаче малыш выдыхает весь воздух из лёгких, забывая вдохнуть его обратно. В раннем возрасте дыхательные рефлексы ещё не выработаны, поэтому так происходит. Уже позже, когда ребёнок начинает понимать, что приступами можно добиться желаемого, он начинает симулировать и вызывать их специально.

Что это такое?

АРП в медицине имеют несколько названий: приступы задержки дыхания, аффективно-респираторный синдром. В МКБ-10 данное состояние имеет код R06 и находится в статье «Аномальное дыхание». Слово «респираторный» означает «дыхательный», а «аффективный» — «неконтролируемая эмоция».
Во время сильных переживаний (обиды, страха, боли, плача) у ребенка происходит задержка дыхания: организм забывает, как совершать вдохи и выдохи. Иногда такое состояние сопровождается потерей сознания.

По данным ВОЗ, АРП наблюдаются у 5% детей во всем мире. У ребят раннего возраста (с 6 месяцев до 1,5 лет) такие приступы встречаются гораздо чаще. После пяти лет подобные состояния обычно не возникают. У новорожденных и грудничков аффективно-респираторные пароксизмы также возможны, но они считаются крайне редким явлением.

Это объясняется неразвитостью центральной нервной системы. У девочек и мальчиков АРП возникают с одинаковой частотой. Но врачи отмечают, что у представителей сильного пола такие приступы прекращаются немного раньше. У мальчиков аффективно-респираторные пароксизмы проходят к трем годам, а у девочек – примерно в 4-5 лет.

АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.

АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.

Диагностика аффективно-респираторного приступа у ребёнка

Диагностировать данное заболевание очень сложно. Чаще всего проводится дифференциальная диагностика, которая позволяет исключить более сложные и неприятные болезни и патологические состояния. Для начала аффективно-респираторный припадок дифференцируют с миоклоническим приступом. Во время его протекания появляется синюшность кожных покровов, слизистых, происходит потеря сознания . эти симптомы указывают скорее на сердечную патологию и нарушение ритма.

Аффективно-респираторный припадок негативно влияет на развитие ребёнка. Он может протекать как вторичное изменения в центральной-нервной системе.

Следует сдать кровь на выявление наличия железа в организме ребёнка. Так как доказана связь между недостатком этого элемента и приступом.

Дополнительным методом дифференциальной диагностики является недержание мочи во время приступов. Если это происходит, то говорят об эпилепсии.

  • Задержка сердечного ритма.
  • В момент капризов наблюдается тахикардия, а в момент обморока преобладает брадикардия.
  • Частота приступов варьируется от 1-2 до 5-6 в день.
  • Тонус мышц снижен.
Добавить комментарий