Астеническое состояние. Что это такое у взрослых, детей, шкала. Лечение, препараты

Народные средства

На помощь в борьбе с астенией могут прийти народные средства:

1. Настойка аралии маньчжурской применяется как средство:

  • оказывающее на организм тонизирующее действие;
  • повышающее двигательные функции;
  • снимающее сонливость;
  • влияющее на стимуляцию мышц сердца.

Готовится настойка из корней растения и спирта (70%), в пропорции 1:5. После 2-х недель настаивания в теплом и темном месте, средство процеживается и принимается по 30 кап. 3 р/день 1 месяц.

2. Чай зеленый является стимулирующим и тонизирующим средством, улучшает кровоток в сердечных сосудах за счет из расширения. Обычно напиток (100 г сухого листа и 2 л воды) настаивается 10-20 мин., затем варится около 1 ч.

Процеженную жидкость пастеризуют в стеклянной банке, это поможет сохранить средство на долгое время. Отвар рекомендуется пить для взрослых — 3 р/день по 2 ст. л., для подростков — по 1 дес. л., для детей — по 1 ч. л. 2 р/день.

3. Кофе обладает стимулирующим эффектом, активизирует деятельность ЦНС. Прием 2 чашек кофе снимает сонливость, помогает собраться с мыслями. Избыточный прием напитка перестает быть полезным.

Кофе противопоказан людям с такими заболеваниями, как:

  • сердечная недостаточность;
  • гипертония;
  • стенокардия;
  • порок сердца.

Кофе не рекомендуется пить на ночь, так как он может спровоцировать бессонницу.

4. Чай бодрости. 1,5 ч. л. сбора из зверобоя, его цветков, соцветий лаванды, шишек хмеля заливают 250 мл кипятка, настаивают 20 мин. и медленно выпивают вместо обычного утреннего чая.

5. Лавандовая ванна на ночь дает возможность хорошо выспаться, способствуют здоровому сну. На ванну горячей воды приходится 5-7 капель лавандового масла. Водная процедура проводится не чаще 2 раз в неделю.

Необходимо помнить, что не все рецепты могут подойти маленьким пациентам.

Кофе не рекомендуется пить на ночь, так как он может спровоцировать бессонницу.

Симптомы астении

Все проявления астении напрямую зависят от основного заболевания, которое его спровоцировало. Например, при гипертонической болезни появляются неприятные ощущения в области сердца, при атеросклерозе нарушается память и проявляется слезливость.

Уточнение особенностей астенического состояния зачастую помогает в распознавании основного заболевания.

Данное расстройство имеет характерные симптомы, относящиеся к трем основным группам:

– упадок сил из-за состояния, обуславливающего основу болезни;

– психологическая реакция больного на саму астению.

К основным симптомам астении относят усталость, которая не исчезает даже после продолжительного отдыха и не позволяет индивиду сосредоточиться на работе, приводит к отсутствию желания в любом виде деятельности, рассеянности.

Даже собственные усилия и контроль над собой не помогают заболевшему вернуться в нужный ритм жизни.

Развитие астенического состояния зачастую приводит к повышению/понижению пульса, скачкам артериального давления, к снижению аппетита, перебоям в работе сердца, головокружениям и головным болям, к чувству озноба или жара во всем теле.

Отмечаются расстройства интимной функции и нарушения сна. При астеническом расстройстве индивид долго не засыпает, рано пробуждается или просыпается среди ночи. Сон нередко беспокойный, не приносит желаемого отдыха. Больной, испытывающий влияние астенических симптомов, понимает, что с ним что-то не так и начинает беспокойно реагировать на свое состояние. У него наблюдаются резкие перепады в настроении, возникают вспышки агрессии и грубости, нередко теряется самообладание.

Хроническая астения приводит к развитию неврастении и депрессии.

По клиническим признакам данное расстройство подразделяется на:

Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Кетоконазол (таблетки, мазь, шампунь) - инструкция, цена, аналоги

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Как проявляется ВПЧ 68 типа у женщин: что это и как избавиться

Список литературы находится в редакции.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

Медикаментозное лечение

Лечение медикаментами предусматривает воздействие на симптомы заболевания, и должно назначаться строго индивидуально под контролем лечащего врача, который определит не только наименование наиболее подходящего лекарства, но и необходимую дозу. Наиболее часто, у взрослых, в лечении астении используются такие мягкие препараты, как адаптогены, ноотропы, антидепрессанты, седативные препараты, витаминные комплексы.

При тяжёлых случаях заболевания — используются медикаменты

  • Адаптогены – препараты, чаще природного происхождения, повышающие сопротивляемость организма к вредному внешнему воздействию. В лечении астении наибольшее распространение получили экстракты радиолы розовой, элеутерококка, женьшеня, лимонника китайского. При всех положительных качествах и хорошей переносимости имеют ряд побочных эффектов, такие как бессонница, аллергические реакции, и противопоказания, например, гипертоническая болезнь, беременность.
  • Ноотропы – лекарственные средства, призванные активизировать умственную деятельность, повысить работоспособность. К там препаратам относят аминалон, пантогам, кавинтон, ноотропил.
  • Антидепрессанты – психотропные препараты, влияющие на функции центральной нервной системы, приводя к улучшению психического состояния, это азафен, имипрамин, кломипрамин, флуоксетин.
  • Седативные препараты – группа лекарственных веществ с успокоительным, расслабляющим действием, их широкое применение обусловлено хорошей переносимостью, редкими проявлениями побочных эффектов. Самые распространенные из них персен, ново-пассит, седасен, тенотен.
  • Витаминные комплексы. Хороший эффект в избавлении от проявлений астении дает применение витаминных комплексов, с обязательным упором на витамины группы В, С, высоким содержанием кальция и магния (мультитабс, дуовит).


Проанализировав образ жизни ребенка, возможно стоит уменьшить нагрузки, отказаться от какой-то части дополнительных занятий, создать комфортную обстановку в семье, чаще бывать с ребенком на свежем воздухе, полезны совместные велопрогулки, посещение бассейна, туристические походы, то есть любое занятие, которым можно и нужно заниматься вместе на свежем воздухе.

Общие сведения

Состояние астении определяется у людей, которые страдают от постоянного повышенного утомления, хронической усталости и истощенности. Для такого состояния также характерна неустойчивость настроения, нетерпеливость, невозможность долго и плодотворно работать, нарушения сна и др. Впрочем, говоря о том, что такое астения и как она проявляется, следует отметить, что для астенического синдрома характерен широкий спектр симптомов. Но, несмотря на то, что некоторые из них человек может посчитать проявлениями обычной усталости, на самом деле астения – это болезнь. Характерной особенностью астении является развитие слабости и утомляемости не только после умственных и физических нагрузок, но и без них. К тому же после отдыха такие симптомы не исчезают. Признаками астенического синдрома у детей являются высокая истощаемость и утомляемость, которые также не проходят после отдыха.

Слово астения с греческого переводится как «отсутствие сил», «бессилие». Если поискать код астенического синдрома по МКБ-10, то состояниями, проявлением которых является астенический синдром, являются: «Органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство F06. 6», «Неврастения F48.0», «Синдром усталости после вирусной инфекции G93.3».

Как распознать проявления астении и что необходимо делать, чтобы преодолеть неприятные симптомы и восстановить нормальное состояние, речь пойдет в этой статье.

Таким образом, астенический синдром является определенным защитным или компенсаторным механизмом адаптации. Такой механизм срабатывает и при наличии объективных нарушений, и при предполагаемых или воображаемых угрожающих ситуациях.

Причины возникновения

Проявление АС у человека зависит от многих факторов – как внешнего, так и внутреннего характера.

Нарушения в головном мозге человека, его патологии – причины, связанные с перенесенными черепно-мозговыми травмами, перенесенными инфекционными заболеваниями (энцефалит, менингит), сосудистыми поражениями мозговой активности.

Также в причинах фигурирует гипертония – повышение кровяного давления само по себе способно истощать организм человека, являться провокационной детерминантой АС.

Наиболее часто встречающимися причинами астении принято считать следующие.

  1. Психосоциальные. Личностная характерологическая предрасположенность и факторы социального окружения, социальной среды обитания человека.
  2. Инфекционно-иммунные. Перенесение заболеваний инфекционного характера, общее ослабление иммунной составляющей организма.
  3. Нейрогормональные. Дисфункции в работе нейросекреторных клеток, обеспечивающих правильное функционирование головного мозга и всего организма.
  4. Метаболические. Процессы, связанные с неадекватным функционированием обмена веществ в организме человека.

В научно-медицинском подходе преобладает концепция, в которой описанные причины действуют на организм человека в комплексе и взаимосвязано.

Астения может проявляться как минимум в 3-х формах:

  1. гиперстеническая: для этой формы характерны – излишняя несдержанность и раздражительность, нетерпеливость в любой сфере; такая активность проявляется беспорядочно, без четкой цели, действий много, но все они остаются недоведёнными до завершения из-за быстрого утомления;
  2. гипостеническая: форма, противоположная предыдущей; это астения в классическом понимании – истощенность и физическая, и психическая; мотивация к активности максимально снижена, совсем нет заинтересованности окружающим миром, значительно страдает работоспособность;
  3. форма раздражительной слабости: занимает промежуточное место среди вышеперечисленных форм, здесь присутствует как излишняя возбудимость, так и проявления слабости и истощения – причем, чрезмерная апатия и активность сменяют друг друга.


Также в причинах фигурирует гипертония – повышение кровяного давления само по себе способно истощать организм человека, являться провокационной детерминантой АС.

Синдром хронической усталости

Является вариантом астении. В литературе также встречается синоним синдрома хронической усталости – неврастения. Изучение данного заболевания началось в восьмидесятых годах в Америке. Разработаны критерии болезни, которые сейчас применяются во всём мире:

  • постоянная слабость, длящаяся минимум полгода;
  • отсутствие причинного заболевания;
  • обязательно присутствуют 4 или более симптомов:
  1. Проблемы с памятью и вниманием.
  2. Боль в горле
  3. Болезненные и увеличенные лимфоузлы шеи, подмышек.
  4. Скованность мышц, болезненность.
  5. Боль в суставах.
  6. Головная боль.
  7. Нарушения сна.
  8. Усталость после нагрузки длится более 24 часов.

Таким образом, синдром хронической усталости от астении отличается продолжительностью (более 6-ти месяцев) и отсутствием сопутствующих заболеваний.


Кроме того, проводится активное выявление проблем. Могут быть использованы специальные опросники, тесты на память, на настроение.

Проведение диагностики

Если астения развивается как симптом какой-либо болезни, травмы или стрессового состояния, и симптомы выражаются ярко, то с диагностикой проблем не бывает. Но заболевание может возникать в разгар основной патологии, тогда проявления астении трудно выявить и отделить.

Многие больные склонны преувеличивать свои недуги, другие, наоборот, не придают нужного значения своему самочувствию. Чтобы получить объективную оценку психоэмоционального состояния, врач оценивает реакции человека на внешние раздражители.

Во время диагностики проводят:

  • биохимические анализы крови;
  • общие анализы крови и мочи;
  • коагулограмму;
  • копрограмму;
  • МРТ головного мозга;
  • УЗИ внутренних органов по необходимости.
  • биохимические анализы крови;
  • общие анализы крови и мочи;
  • коагулограмму;
  • копрограмму;
  • МРТ головного мозга;
  • УЗИ внутренних органов по необходимости.

Общие сведения

Астения бесспорно является самым распространенным в медицине синдромом. Она сопровождает многие инфекции (ОРВИ, грипп, пищевые токсикоинфекции, вирусный гепатит, туберкулез и др.), соматические заболевания (острый и хронический гастрит, язвенную болезнь 12п. кишки, энтероколит, пневмонию, аритмию, гипертоническую болезнь, гломерулонефрит, нейроциркуляторную дистонию и пр.), психопатологические состояния, послеродовый, посттравматический и послеоперационный период. По этой причине с астенией сталкиваются специалисты практически любой области: гастроэнтерологии, кардиологии, неврологии. Астения может являться первым признаком начинающегося заболевания, сопровождать его разгар или наблюдаться в период реконвалесценции.

Следует отличать астению от обычной усталости, которая возникает после чрезмерного физического или психического напряжения, смены часовых поясов или климата, несоблюдении режима труда и отдыха. В отличие от физиологической усталости астения развивается постепенно, сохраняется длительное время (месяцы и годы), не проходит после полноценного отдыха и нуждается в вмешательстве врача.

Читайте также:  Диспластические невусы. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение

По особенностям клинических проявлений астения подразделяется на гипер- и гипостеническую форму. Гиперстеническая астения сопровождается повышенной сенсорной возбудимостью, вследствие которой пациент раздражителен и плохо переносит громкие звуки, шум, яркий свет. Гипостеническая астения напротив отличается понижением восприимчивости к внешним раздражителям, что приводит к вялости и сонливости больного. Гиперстеническая астения является более легкой формой и при нарастании астенического синдрома может переходить в гипостеническую астению.

Традиционные способы лечения

При астении (что это такое за патология и ее стадия будет выявлено на диагностике) симптомы и лечение зависят от тяжести заболевания.

Способы лечения астенического состояния:

  • употребление витаминных комплексов;
  • нормализация режима работы, включение перерывов для отдыха;
  • снижение вероятности стрессов;
  • привлечение к активным движениям, спорту;
  • отказ от работы в ночные смены;
  • расслабляющие методики, например, йога, массаж, рефлексотерапия.

При астении терапия направлена на уменьшение симптоматики. Для этой цели применяются медикаменты разных групп. Используются ноотропные препараты, седативные средства и антидепрессанты. В некоторых случаях применяются транквилизаторы. Обязательно назначают витаминные комплексы с набором необходимых микроэлементов.

Хорошо помогает правильное питание. Для ослабленного организма полезными элементами будут кальций, магний, цинк, витамины РР, С группы В. Нужно включать в ежедневный рацион следующие продукты:

  • мясо индейки;
  • сыр;
  • яйца;
  • овощи;
  • помидоры;
  • лук;
  • перец чили;
  • петрушку;
  • облепиху;
  • настой шиповника;
  • цитрусовые;
  • черную смородину;
  • фрукты;
  • печень.

  • употребление витаминных комплексов;
  • нормализация режима работы, включение перерывов для отдыха;
  • снижение вероятности стрессов;
  • привлечение к активным движениям, спорту;
  • отказ от работы в ночные смены;
  • расслабляющие методики, например, йога, массаж, рефлексотерапия.

Проведение диагностики

Если астения развивается как симптом какой-либо болезни, травмы или стрессового состояния, и симптомы выражаются ярко, то с диагностикой проблем не бывает. Но заболевание может возникать в разгар основной патологии, тогда проявления астении трудно выявить и отделить.

Многие больные склонны преувеличивать свои недуги, другие, наоборот, не придают нужного значения своему самочувствию. Чтобы получить объективную оценку психоэмоционального состояния, врач оценивает реакции человека на внешние раздражители.

Во время диагностики проводят:

  • биохимические анализы крови;
  • общие анализы крови и мочи;
  • коагулограмму;
  • копрограмму;
  • МРТ головного мозга;
  • УЗИ внутренних органов по необходимости.

Диагностика помогает отличить астению от подобных патологий, например, ипохондрического невроза или депрессивного невроза. Обследование позволяет выявить причину ухудшения здоровья. Для этого пациента осматривают узкие специалисты, например, гинеколог, фтизиатр, инфекционист и другие специалисты.

  • биохимические анализы крови;
  • общие анализы крови и мочи;
  • коагулограмму;
  • копрограмму;
  • МРТ головного мозга;
  • УЗИ внутренних органов по необходимости.

Диагностика

У квалифицированных врачей выявление астенического расстройства не вызывает никаких затруднений. Патология имеет выраженную клиническую картину, если причиной развития синдрома стала полученная травма или перенесенная ранее тяжелая болезнь пациента. При развитии астении на фоне имеющегося недуга, признаки могут скрываться за симптомами основного заболевания. Для точной постановки диагноза проводится тщательный опрос пациента с уточнением жалоб.

Врач обращает внимание на настроение больного, интересуется особенностями его работы и ночного отдыха. Это обязательное условие, ведь не все пациенты могут самостоятельно описать свои ощущения и проблемы. Многие больные преувеличивают интеллектуальные и прочие расстройства, поэтому для выявления астении применяют специальные психологические тесты. Не менее важным является проведение оценки эмоционального фона человека, отслеживания его реакций на внешние раздражители.

Астеническое расстройство имеет общие черты с такими заболеваниями, как гиперсомния, неврозы депрессивного и ипохондрического типа. В связи с этим, врачи проводят дифференциальную диагностику, чтобы исключить названные патологии. Важным этапом постановки диагноза является выявление основного недуга, спровоцировавшего астению. Для этого пациент направляется к узким специалистам по показаниям.

В зависимости от формы синдрома и причин, спровоцировавших его появление, врачи могут назначать разные виды лабораторных и аппаратных исследований. Популярные способы диагностики астенического синдрома представлены ниже:

  • ФГДС (фиброгастродуоденоскопия) органов пищеварения;
  • КТ (компьютерная томография ) головного мозга;
  • бактериологические исследования;
  • полимеразная цепная реакция (ПЦР-диагностика);
  • УЗИ (ультразвуковое исследование) внутренних органов;
  • гастроскопия (аппаратный осмотр желудка, пищевода, двенадцатиперстной кишки);
  • ЭКГ (электрокардиография сердца);
  • МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • флюорография;
  • рентгенография легких.

Курс терапии назначается врачом индивидуально, с учетом причин развития патологии, возраста пациента, сопутствующих заболеваний. Обязательным этапом лечения являются психогигиенические процедуры. Относительно их специалисты дают следующие рекомендации:

Астения у детей и взрослых: причины, симптомы и лечение

  • Астеническое состояние у взрослых ⇩
  • Классификация астении ⇩
  • Диагностика состояния ⇩
  • Причины развития ⇩
  • Симптомы ⇩
  • Лечение и терапия ⇩
  • Препараты ⇩
  • Астеническое состояние после перенесенной пневмонии ⇩
  • Астеническое эмоциональное состояние у детей ⇩

Наверное, каждому из нас приходится испытывать состояние, когда совсем нет желания что-то делать, все валится из рук, наступает истощение организма. Это происходит при долгом физическом и психологическом напряжении, нарушении расписания дня, смене часового пояса.

При проявлении таких симптомов, постоянной усталости, раздражении, равнодушии обратитесь за помощью к специалисту. Это может быть астеническое состояние, которое требует лечения. Самостоятельно преодолеть его вы не сможете.

Известно, что многие болезни сопровождаются слабостью, общим недомоганием, вялостью, равнодушием. Но при выздоровлении эти проявления проходят сами по себе.

Астенический синдром, причины появления астении

Астения, астенический синдром имеют определенные причины развития. Какие основные причины развития астении и астенического синдрома?

  1. Адинамия, гиподинамия.
  2. Большая физическая или умственная нагрузка, перегрузка.
  3. Воздействие электромагнитного поля (ЭМП) – электромагнитное излучение.
  4. Волнение, стресс, переживание, конфликты.
  5. Гипертоническая болезнь, гипертония, гипертензия, высокое, повышенное давление.
  6. Депрессия, депрессивное состояние.
  7. Длительная работа на компьютере, просмотр телевизора, разговоры по сотовому телефону, использование таких приборов, как микроволновые печи (СВЧ печи), планшеты, планшетники, смартфоны.
  8. Злоупотреблением алкоголем, алкоголизм.
  9. Интоксикация.
  10. Инфекционные болезни, иппп.
  11. Ишемическая болезнь сердца (ИБС), стенокардия, инфаркт миокарда.
  12. Конституциональные особенности человека.
  13. Метеочувствительность, непереносимость перепадов атмосферного давления, непереносимость магнитных бур, повышенной солнечной активности (вспышки на Солнце).
  14. Наследственная предрасположенность.
  15. Невроз, неврозы.
  16. Неправильная организация труда, переработка на работе, ненормированный рабочий график.
  17. Нервные заболевания, болезни нервной системы.
  18. Органические заболевания головного мозга, центральной нервной системы, ЦНС.
  19. Ожирение.
  20. Психотип человека (психологический тип нервной системы).
  21. Перегрузка нервной системы в учебных заведения (институт, университет, академия, школа, гимназия, лицей, техникум, колледж, детский сад, курсы).
  22. Плохая эмоциональная атмосфера на работе.
  23. Плохое питание, анорексия.
  24. Посттравматический арахноидит.
  25. Психические заболевания.
  26. Психоз, психозы, психопатии.
  27. Соматические заболевания.
  28. Хронические заболевания.
  29. Черепно-мозговая травма, травма головного мозга, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга, компрессия головного мозга.
  30. Шизофрения, начальная стадия.

Невролог, невропатолог, рефлексолог, рефлексотерапевт выделяют виды астении, виды астенического синдрома: утренняя (утром), дневная (днем), вечерняя (вечером), ночная (ночью) астения (невротиков), нейроциркуляторная астения, функциональная или органическая астения, психическая астения (психологическая), психогенная и физиогенная, церебральная астения, инфекционная (постинфекционная), послевирусная (поствирусная, синдром послевирусной астении), алкогольная (посталкогольная), сексуальная (постсексуальная), тоническая, гиперстеническая, гипостеническая, соматогенная (соматическая), нейроциркуляторная, агастральная, кожная, травматическая (посттравматическая), неврастения. Рефлексотерапевты, неврологи, невропатологи выделяют различные варианты астенического синдрома: астено-вегетативный синдром, астено-субдепрессивный синдром, астено-ипохондрический синдром.

Диагностика астении

Чаще всего диагностика заболевания для опытного специалиста не представляет больших трудностей. Диагноз ставят на основе опроса пациента, анализа его жалоб (на общее переутомление, стрессы, перенапряжение), внешнего осмотра.

Важным этапом диагностики является выявление основного заболевания, которое привело к возникновению астенического синдрома. Это поможет разработать правильное лечение и в короткие сроки избавить пациента от астении.

Для определения степени астении была разработана специальная шкала астенического состояния Малковой. Она представляет собой опросник, состоящий из 30 вопросов, на которые пациент должен ответить да или нет.

После этого подсчитывают баллы и определяют текущее состояние человека:

  • 30-50 баллов – астении нет;
  • 51-75 баллов – начальная форма астении;
  • 76-100 баллов – умеренная астения;
  • более 101 балла – сильная астения.

Чаще всего диагностика заболевания для опытного специалиста не представляет больших трудностей. Диагноз ставят на основе опроса пациента, анализа его жалоб (на общее переутомление, стрессы, перенапряжение), внешнего осмотра.

Добавить комментарий