Обучение чтению детей 4 5 лет – этапы освоения навыка

Обучение чтению детей 4-5 лет

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня говорим про обучение чтению детей 4 — 5 лет. Существуют разные мнения по поводу того нужно или нет учить малыша читать в таком раннем возрасте. Например, когда в школу шла моя дочь, она знала буквы, но читать не умела. Несмотря на это в первый класс нас приняли без проблем и очень скоро она научилась читать даже лучше других первоклашек.

Но, с тех пор прошло уже довольно много времени, правила приема в школы изменились и многие из них требуют от детей, поступающих в первый класс умение читать. Лично я считаю, что это неправильно, школы созданы для того, чтобы обучать детей, в том числе и навыку чтения. А учить малыша или нет до школы, это решение должны принимать только родители, исходя исключительно из индивидуальных особенностей развития крохи.

Конечно, если ребенок будет уметь читать еще до школы, это положительно скажется на его развитии. Ведь в этом случае он будет получать много новой информации из книжек, разных вывесок и объявлений на улице. Да и в школе на первых порах ему будет значительно легче учиться. А еще чтение позволяет на некоторое время отвлечь малыша от баловства, шалостей и приучает к усидчивости. Поэтому, предлагаю вам ознакомиться с примерной методикой по обучению ребенка 4-5 лет чтению.

Как и в любом процессе обучения здесь важна определенная последовательность от простого к сложному и игровая форма занятий. Вначале учим буквы, затем слоги, простые слова, сложные слова и, наконец, читаем предложения.

  1. Первый этап. Как выучить буквы с ребенком 4-5 лет
  2. Второй этап. Как выучить слоги с ребенком
  3. 1. Слоги с определенной гласной
  4. Продолжительность занятий
  5. 2. Слоги со сложными гласными
  6. 3. Гласная в начале слога
  7. Третий этап. Читаем слова из 3 букв
  8. Четвертый этап. Чтение слов из 4 букв и больше
  9. Пятый этап. Обучение чтению предложений

Первый этап. Как выучить буквы с ребенком 4-5 лет

Итак, в начале обучения буквам внимание нужно уделять тому как они произносятся, то есть звукам. Это очень важный момент. Имеется ввиду, что малыша нужно учить говорить не «ТЭ», а «Т», не «БЭ», а «Б». И так со всеми согласными.

Такая методика поможет ему в будущем, когда нужно будет учить слоги. В этом случае будет легче произнести «ТА», если он будет знать звуки «Т», «А». А вот объединить вместе «ТЭ», «А» будет уже сложнее, так как тут будет еще слышаться звук «Э».

И не переживаете, что кроха не будет пока знать правильное название каждой буквы, в школе он это все выучит, зато будет уметь читать.

Так же совсем не обязательно учит все 33 буквы алфавита, вполне будет достаточно основных согласных (Б, В, Г, Д, З, Л, Н, М, П, С) и гласных (А, И, О, У, Э). Это уже позволит крохе учить слоги, а остальные буквы выучит постепенно.

Второй этап. Как выучить слоги с ребенком

1. Слоги с определенной гласной

Итак, после того, как ребенок выучил основную часть букв, можно начинать учиться читать слоги.

Вначале это должны быть слоги, состоящие из СОГЛАСНОЙ + ГЛАСНОЙ букв, например, «НА», «БО», «МА», «ТУ», и так далее.

Обратите внимание, что чтение слогов с такими гласными как Я, Ю, Е, Ё нужно отложить на более поздние сроки, так как для малыша это будет пока сложно. Начинать нужно с буквами А, И, О, У, Э, Ы.

Перед тем как приступить к чтению слогов, которые будут написаны на страницах тетради или книжки, нужно чтобы ребенок научился произносить их мысленно. Например, Вы говорите крохе: «М», «У» — что получится?», он должен ответить «МУ». Тут есть один важный момент: нужно в вопросе между двумя буквами не произносить союз «И». То есть говорить не «М и «У» — что получится?», «М», «У» — что получится?». Делается это для того, чтобы ребенку было легче связать две буквы вместе, чтобы союз «и» не мешал.

После того, как малыш научится читать слоги мысленно, переходим к чтению с бумажного источника. Постепенно нужно добиваться того, чтобы слоги читались слитно, а не по буквам.

В начале обучения чтению слогам рекомендуется выбрать только одну гласную букву (например, «У»), и научится читать с ней слоги («БУ», «ВУ», «ГУ»…). Когда ребенок справится в этой задачей, можно брать следующую гласную букву.

Продолжительность занятий

Прежде всего занятия с детками должны проходить только в игровой форме. Как только вы заметите, что интерес у ребенка пропал, нужно переключится на что-нибудь другое. Процесс обучения должен быть интересным для ребенка, иначе пользы от него не будет.

С детками 3-4 лет заниматься можно не дольше 10 минут и не каждый день, например, через день или два.
С 5-6 летками занятия могут длиться около 15-20 минут, не более.

2. Слоги со сложными гласными

Некоторые гласные буквы будут для ребенка более сложны при чтении слогов. При их произношении мы слышим два звука, а не один. К ним относятся: «Я», «Ю», «Е» и «Ё». Например, при произношении «Ю» слышится два звука: «й» и «у». Поэтому к слогам с этими буквами нужно переходить позже, после того, как ребенок выучит и будет хорошо читать слоги с более лёгкими гласными, которые изучались ранее.

3. Гласная в начале слога

Далее можно переходить к изучению слогов, в которых в начале стоит гласная буква, такие как «АМ», «ОБ» и так далее. Такие слоги, как правило даются ребенку сложнее, он может даже читать их неправильно, наоборот, вместо «АМ» — «МА». Страшного в этом ничего нет, в дальнейшем, в процессе занятий все наладится. Просто помогайте ребенку прочесть правильно и ни в коем случае за это не ругайте. При обучении задействуйте любимые игрушки малыша, пусть они «учатся» вместе с ним.

Третий этап. Читаем слова из 3 букв

Следующий шаг в нашей методике по обучению чтению детей 4 — 5 лет — переход к самым простым словам, которые состоят из 3 букв. Читать слова для ребенка будет уже намного интереснее чем слоги. Но переходить к этому шагу нужно только после того как ребенок может произносить слоги целиком, а не по буквам. Тогда ему будет легко прибавить к слогу одну букву и получить слово.

Со словами можно придумать уже намного больше игр чем со слогами. Например, можно на карточках или листиках бумаги написать простые слова, обозначающие игрушки и дать ребенку задание правильно разложить эти названия возле имеющихся дома игрушек.

Также у нас на блоге есть специальные карточки со словами из 3 букв и рисунком. Они замечательно подойдут для занятий с малышами. Скачать карточки можно ТУТ.

Четвертый этап. Чтение слов из 4 букв и больше

Если ребенок без проблем читает слоги и слова из 3 букв, то настало время переходить к словам, которые состоят из 4 букв и больше.

Придумайте различные игры для того, чтобы обучение было более интересным и эффективным. Например, читая ребенку какую-либо книгу, давайте ему самостоятельно прочесть некоторые слова из неё. Затем, если он справится с заданием, то эти слова можно изобразить на бумаге в виде рисунка.

Мы подготовили ещё один набор специальных разрезных карточек с картинками и словами из 4 букв, которые также можно использовать в обучении. Скачать их можно по ссылке: «Разрезные карточки со словами из 4 букв».

Пятый этап. Обучение чтению предложений

Итак, мы подошли к самому интересному для крохи шагу — чтение целых предложений. Конечно приступать к нему следует только в том случае, если малыш уже хорошо читает слова, состоящие из нескольких слогов. Продолжительность занятий не должна быть более 20 минут.

Важно обратить внимание на шрифт текста, который дается ребенку для чтения. Он должен быть довольно крупный. Когда вы находитесь с малышом на улице, давайте ему задания читать вывески, объявления, рекламные щиты…

Также можно организовывать различные игры дома. Например, можно спрятать конфетку либо что-то еще и на бумажке написать где он находится. Если ребенок правильно прочитает предложение, значит получает спрятанное. Подобные игровые задания деткам очень нравятся.

Как научить детей 4 лет читать

Многие мамы хотят научить детей читать в 4 года, а то и раньше. Информации на эту тему и всевозможных чудо-методик масса: как выбрать, как не навредить? Можно ли научить детей 4 лет читать самостоятельно и с чего начинать?

i.u-mama.ru

Мы уже рассматривали различные методики раннего обучения чтению, говорили и о готовности ребенка к обучению, подробно останавливаясь на физиологических и психологических особенностях того или иного возраста. Если вы приняли решение учить ребенка читать в 4 года и видите, что он к этому готов, проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать, наши подсказки вам в помощь.

Обучение ребенка 4 лет чтению: распространенные ошибки

Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.

  • Называйте не буквы, а звуки!

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая!
Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам. При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь». а «эм-а-эм-а» — это «мама».


knigi.tomsk.ru

Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!

Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.

Сделайте на каждую букву карточку в виде капельки. Каждая капелька поет свою песенку. Вот вам и веселая игра! Можно даже петь гласные звуки под музыку. Ребенку 4 лет такой подход наверняка понравится, он с легкостью запомнит гласные и захочет учиться читать дальше.

Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.


лучики-томск.рф

  • Учите буквы в контексте.

Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель — найти именно ЭТУ.

  • Повторение — мать ученья.

Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.

  • Учим согласные.

Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.


marypop.ru

Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.

  • Используйте разные шрифты (размер, начертание, цвет).

Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.

  • Используйте картинки с умом.

Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче — угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.

  • Следите за собственной речью!

Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова. Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение.

  • Учите ребенка рассказывать.

На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы. Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее.

Психологи заметили, что умение рассказывать — это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.

Учимся читать в 4 года: важные моменты


detki.guru

  • Не настаивайте на занятиях, если ребенок плохо себя чувствует, устал, болеет.
  • Занятие=игра.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Без игры вы не сможете научить ребенка читать в 4 года. Учиться читать можно лежа, бегая по квартире, играя в мяч, стоя в очереди и даже купаясь в ванной. Совсем не обязательно смирно сидеть за партой отведенные 20 минут.

  • Занятия должны быть регулярными.
  • Минимум 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Одно занятие — наработка, изучение нового, второе — закрепление.

    Ребенок должен читать столько, сколько ему позволяет усидчивость: лучше каждый день по 10 минут, чем 1 раз в неделю 40.

    • Не нужно заставлять через силу и против воли!

    Некоторые родители думают, что нужно заставлять ребенка читать «от сих до сих», определенное количество страниц и т.п. Нет и еще раз нет! Нельзя допустить, чтобы обучение чтению ассоциировалось у ребенка с какими-то неприятными моментами, это вызовет отторжение и нежелание читать в будущем.

    • Хвалите ребенка.

    Учиться читать — это тяжело, ребенку нужно проявить колоссальные интеллектуальные усилия. Хвалите почаще, не бойтесь разбаловать. Пусть малыш чувствует, что он все делает правильно, мама рада его успехам.

    Как научить читать в 4 года: игры и упражнения

    «Магический квадрат»

    Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.

    mac-urban.ru

    Задания:

    • прочитать слоги в строчке или в столбике;
    • назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
    • назвать и показать только гласные буквы;
    • прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
    • прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.

    Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.

    Читайте также:  Глисты у детей: симптомы и лечение, признаки глистов

    Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

    «Жук»

    Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».

    Придумайте других животных и их звуки.

    «Кто больше»

    Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.

    «Цепочка»

    Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН — Норка…)

    Чтение коротких слов

    Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.


    ot2do6.ru

    Придумай слово

    Напишите на доске мелом или на листочке слова из 2-3 букв, вместо последней поставьте многоточие. Предложите ребенку домыслить, какие буквы потерялись. Например: ко… (кот, кол); ра… (рак, раб) и т.п.

    Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учили своего ребенка читать? В 4 года он уже умел это делать?

    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

    • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

    Обучение чтению и алфавит для детей 4-5 лет

    Нужно ли обучать детей 4-5 лет чтению и алфавиту? На этот вопрос каждый родитель должен ответить сам. Кто-то считает, что, рано овладев чтением, ребенок будет лучше учиться в первом классе. А есть родители, которые считают, что учить ребенка читать должны в школе. Все мнения имеют право быть.

    Как только ребенок начинает проявлять интерес к буквам, можно смело приступать к обучению чтению. Все сугубо индивидуально. У одних малышей интерес проявляется в 2 года, а у других в 4 или, например, только в 6 лет. Заставлять крайне нежелательно. Необходимо планировать и контролировать продолжительность занятий и нагрузку на ребенка. Шрифт в букваре или книге для чтения не должен быть слишком мелким, чтобы не навредить зрению маленького ученика.

    Запоминать буквы лучше всего в игровой форме. Для этого можно использовать старый добрый букварь, специальные карточки, кубики, наклейки и множество других подобных игрушек. Очень хорошо зарекомендовали себя образовательные мультфильмы и обучающие сервисы в Интернете, в том числе и наша онлайн-платформа Kids Smart. Используя наши упражнения из раздела «Чтение и грамота» можно закреплять уже полученные знания или изучать алфавит с нуля — выбор за вами. Не стоит пытаться сразу выучить весь алфавит, постепенность и неторопливость – главное условие на начальном этапе. В наших упражнениях мы придерживаемся классической схемы изучения алфавита: сначала знакомимся с гласными буквами, потом постепенно с согласными и в завершении с мягким и твёрдым знаками. По мере выполнения заданий, направленных на изучение алфавита, ребёнок будет расширять свой словарный запас и учиться применять полученные знания.

    Когда ребенок познакомится с алфавитом и будет уверенно ориентироваться в нем, пора переходить к чтению по слогам. Складывать буквы в слоги немного сложнее. Это займет больше времени, но главное запастись терпением и не форсировать события. Начать стоит с простых слогов «ма», «па», постепенно переходя к более сложным таким как: «че», «же». Напоследок оставьте сложные слоги, те, в которых гласная стоит перед согласной.

    Для облегчения обучения можно воспользоваться все тем же букварем, кубиками и нашими упражнениями и играми. Также в изучении слогов и последующем обучении детей чтению слов, хорошо зарекомендовали себя магнитные буквы на холодильнике.

    Научившись правильно читать слоги, можно переходить к чтению слов. Лучший помощник в этом деле – азбука, обучающие пособия, развивающие книги для детей дошкольного возраста и наши онлайн-задания, направленные на формирование навыков чтения. Существует масса занимательных материалов, стимулирующих обучение. Например, книга с наклейками и яркими иллюстрациями. Внизу каждой страницы написаны слова. После прочтения каждого слова ребенок ищет предмет или животное на картинке, приклеивает тематические наклейки.

    В чтении слов тоже действует правило «от простого к сложному». Начать лучше со слов, состоящих из 1-2 слогов: «ма-ма», «па-па», «кот», «сыр», постепенно переходя к более сложным словам, состоящим из трех и более слогов. На этом этапе особое внимание уделяется правильному произношению прочитанных слов и расстановке ударения. Постоянно контролируйте, как ваш ребенок произносит слова, и понимает ли он смысл прочитанного. Попросите сына или дочь после прочтения слова показать его в доме или на картинке. Это позволит значительно ускорить и облегчить дальнейший процесс формирования навыка.

    Тут опять лучшим помощником является букварь. Также в продаже имеется множество разнообразных пособий и книжек для обучения чтению детей 4-5 лет по слогам, в которых текст имеет понятную разметку и крупный шрифт. Малышу обязательно понравится самостоятельно читать любимые сказки и короткие рассказы. Рекомендуется выбирать книжки для чтения ребенка с крупными буквами и яркими иллюстрациями. Это снизит нагрузку на глаза, а красивые картинки подогреют интерес ребенка к чтению.

    Обучение должно проходить в игровой форме и не занимать много времени. Нельзя заставлять ребенка. Излишнее давление может отбить у ребенка желание заниматься. Лучше проводить занятия в виде легкой и короткой игры. Не стоит слишком торопиться. Намного лучше для запоминания – многократное повторение пройденного материала. Регулярность занятий очень важна. Не делайте длительных перерывов, лучше сократить продолжительность ежедневных занятий.

    Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендации

    Вспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.

    Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.

    Содержание:

    Возрастные особенности детей

    Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.

    Вкратце все это выглядит следующим образом:

    • 3 года. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучки». Даже не научившись до конца говорить, ребенок начинает забрасывать родителей вопросами: а почему то, а почему это и т.д. Познавательные способности в этот период находятся на пике. Но для обучения нужно всегда применять игровую форму, а требовательность и строгий подход не принесут никакого результата.
    • 4 года. Ребенок продолжает демонстрировать прекрасные когнитивные способности. В деятельности начинают преобладать сюжетные игры. В качестве одной из таких игр можно сделать занятия по чтению. Помните, что игра все еще остается самым эффективным методом познания мира.
    • 5 лет. Большинство детей сами проявляют интерес к процессу чтения, если, конечно, родители взяли за привычку им что-либо читать. В случае если спутником ребенка становится не книга, а телевизор, планшетник или компьютер, важность и значение книг остаются непонятыми. А если ребенок в пятилетнем возрасте ходит в детский сад, занятия, подобные школьным, ему уже не в диковинку, и выстраивать процесс обучения можно схожим образом. Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение.
    • 6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании.
    • 7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс. Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением. Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу).

    Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов. Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход.

    Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.

    Подготовка ребенка к чтению

    Начинать готовить ребенка к освоению чтения рекомендуется настолько рано, насколько это возможно. Идеальный вариант – когда ребенок уже умеет уверенно сидеть. Этот знаменательный момент значительно упрощает родителям процесс кормления и одевания, а заодно открывает малышу невероятный мир чтения.

    Первые книги следует подбирать так, чтобы они были красочными, красивыми, яркими и прочными (лучше, чтобы листы были картонными или текстильными, иначе малыш легко превратит книгу в ненужную макулатуру). Но и содержанию следует уделять не меньшее внимание – для зачина вполне подойдут стихи и картинки, изображающие всевозможные предметы или животных. Что касается авторов, то наибольшую популярность по праву заслужили книги Бориса Заходера, Валентина Берестова, Самуила Маршака и Агнии Барто, ведь в совершенно простых словах они рассказывают целые истории. А заучить несколько четверостиший из книг представленных авторов не составит для ребенка никакого труда, к тому же будут развиваться его внимание память.

    Помимо прочего, педагоги настоятельно рекомендуют развивать в детях чувство ритма и фонематический слух. Для первого отлично подходит прослушивание музыкальных композиций и танцы. Играя с ребенком, включите незатейливую приятную музыку и начните танцевать, и ваш малыш, наблюдая за вами, уже совсем скоро начнет вам подражать, стараясь двигаться в заданном ритме. Игры под музыку крайне благоприятно сказываются на развитии ритмического слуха.

    А говоря о фонематическом слухе, укажем на то, что развить у ребенка навык узнавания и правильного произношения звуков помогают специальные игровые упражнения:

    • Назовите малышу какое-нибудь несложное слово, и пусть он угадает, с какого звука оно начинается, и на какой звук оканчивается (первые несколько слов можно проработать вместе)
    • Дайте малышу задание придумать слово, которое начинается на заданный вами звук (классный вариант – игра наподобие «Города», но на последний звук можно называть не город, а любое слово)
    • Договоритесь с крохой о том, какой конкретно звук он будет находить в словах. После этого называйте всевозможные слова, а ребенок, узнав нужный звук, пусть сигнализирует об этом, хлопая в ладоши или топая ножкой

    В комплексе рассмотренные методы помогут вам создать благотворную почву для обучения своего чада чтению. О том же, как узнать, что ребенок готов, мы уже беседовали в прошлых уроках. А вот о готовности родителей до сих пор не было сказано ни слова. Между тем, этот вопрос тоже достоин внимания, пусть не большого.

    Готовы ли вы обучать ребенка чтению?

    Ребенок-то может быть и готов учиться, но готовы ли вы сами его обучать? Педагогом, естественно, быть не обязательно, но уделить внимание двум важным моментам определенно нужно:

    1. Во-первых, подумайте, помните ли вы сами в точности алфавит, не путаетесь ли в названиях букв. Для самопроверки возьмите любой справочник. Если замечаете, что сами говорите нечто вроде «лэ», «мэ», «нэ» и т.д., стоит проработать эти моменты, т.к. правильное произношение – это «эл», «эм», «эн» и т.д. Также подумайте, осознаете ли вы разницу между названиями букв и их звуками в словах. Очень важно понимать, что в зависимости от окружения другими буквами одна и та же буква может звучать по-разному. Вскоре все это вам придется рассказывать своему малышу, поэтому разберитесь с этим и сами.
    2. Во-вторых, готовы ли вы обучать ребенка с точки зрения педагогики и психологии? Конечно, если он будет усваивать все быстро и сразу, это очень хорошо, но если вы встанете перед необходимостью говорить об одном и том же по 20-30 раз? Поймите, что при обучении нельзя вставать в жесткую родительскую позицию, мол «ну что здесь непонятного?», и всегда следует сохранять спокойствие, терпение и доброжелательность. Так что здесь тоже следует быть крайне аккуратным, и если вы чувствуете, что пока не готовы приступать к самостоятельному обучению ребенка, то стоит немного повременить.

    Если же вы все учли и чувствуете в себе уверенность, то приступать к обучению можно. И теперь давайте немного поговорим о нескольких методах, с которых можно начать обучение чтению самых маленьких.

    Начальные методы обучения чтению

    С авторскими методами мы уже знакомы (вспоминайте второй урок), поэтому сейчас поговорим конкретно о разновидностях методов. Основными считаются:

    • Игровой метод
    • Буквослагательный метод
    • Звуковой метод

    Более подробно о каждом из них.

    Игровой метод

    Игровой метод подходит для самых-самых малышей. Согласно этому методу, изначально изучаются гласные буквы, т.к. они самые простые, а названия букв и их звучание совпадают. После освоения одиночных букв переходят к их сочетаниям. Суть заключается в том, что обучение проходит в форме игры, например, с игрушками:

    • Идет ослик и кричит: иа, иа
    • По железной дороге едет паровозик и гудит: у-у-у
    • Кукла идет по лесу и зовет: ау, ау
    • Собчака удивляется чему-то и говорит: о-о-о

    Подобных игр можно придумать сколько угодно. Все зависит от подхода и умения проявить креативность.

    После изучения гласных переходят к согласным. В данном случае тоже подходят несложные игры:

    • Собачка рычит: р-р-р
    • Змея шипит: с-с-с
    • Река течет: ш-ш-ш
    • Кукла пьет чай: м-м-м

    Немногим позже задачи начинают усложнять, переходя к объяснению малышу слогов, ударений, букв для твердых и мягких согласных.

    Игровой метод рассчитан преимущественно на долгосрочную перспективу (конечно же, зависеть успехи будут от индивидуальных особенностей малыша и педагогических навыков родителей), однако результаты всегда высокие и закрепляются на всю жизнь.

    Буквослагательный метод

    Несмотря на то, что в последнее время буквослагательный метод все больше критикуют, сказать о нем нужно. Смысл его сводится к тому, что изначально малыш осваивает названия букв, а уже потом учится составлять из букв слоги и слова.

    Читайте также:  Жженый сахар при кашле: лечение ребенка и взрослого

    Причина того, что метод потерял свою актуальность, состоит в том, что большинство педагогов убеждены (и это во многом верно), что после заучивания названий букв ребенок будет читать слова не правильно: вместо «папа» – «пэапэа», вместо «мама» – «эмаэма», вместо «дядя» – «дэядэя» и т.д.

    Многие все же продолжают учить детей именно так, и если метод вам симпатичен, обязательно уясните для себя, что, переходя от алфавита к сложению слогов и слов, требуется донести до ребенка различие между названиями букв и их звуками. Но учитывая то, что понять эту разницу самым маленьким будет сложно, метод подходит к детям от 4-5 лет.

    Звуковой метод

    При звуковом методе ребенок изучает в первую очередь самые простые слова и звуки. Родители называют малышу звуковые ряды и слова, а также пишут их на бумаге, а ребенок слушает и смотрит. Таким образом, информация постепенно систематизируется, способствуя формированию навыка чтения. Применять звуковой метод можно, начиная с трехлетнего возраста.

    Важно заметить, что, по мнению многих родителей и педагогов, самые лучшие результаты приносит не какая-то одна методика или техника, а их сочетание. И вам, собственно говоря, мы тоже советуем придерживаться комплексного подхода.

    И, подводя итог четвертому уроку, хотелось бы рассмотреть еще несколько вопросов. Обучение ребенка должно выстраиваться на следующих принципах:

    • Если вы начали заниматься с малышом, то доводите дело до конца – занимайтесь систематически и не пропускайте занятия, даже если у вас загруженный день или вы пришли домой без сил после работы.
    • Если ребенок заболел и плохо себя чувствует (а также, если только что поправился после болезни), занятия нужно перенести на более благоприятное время. Познавательные способности в такие периоды существенно снижены, да и занятия «через силу» будут вызывать у крохи только отрицательную реакцию. К тому же самочувствие малыша в подобных ситуациях может стать еще хуже.
    • Старайтесь не использовать для обучения видеоматериалы и компьютерные программы. Сами по себе они малоэффективны, и годятся лишь в качестве вспомогательных инструментов.
    • Всегда будьте внимательны. Даже освоив первичные навыки чтения, малыш иногда будет теряться и делать ошибки. Ни в коем случае не делайте ему замечаний, а просто повторяйте материал еще раз.
    • Время от времени бывают периоды, когда заниматься по каким-то причинам не получается, а потому с наступлением новых занятий вы можете обнаружить, что ребенок растерял все приобретенные ранее навыки. Во избежание этого, даже если систематически заниматься возможности нет, просите свое чадо хотя бы по 5-10 минут читать вам что-нибудь, пока вы заняты делами. Ошибки подмечайте и исправляйте тактично, и всегда хвалите юного читателя.
    • Если у малыша отсутствуют проблемы психологического или логопедического характера, но с чтением все же возникают проблемы, недочеты следует искать в своих подходах к обучению, а также в том, проявляет ли ваш домашний ученик к чтению интерес. В первом случае возвратитесь к первым урокам нашего курса, чтобы понять, в чем ваши ошибки, а во втором – уделите внимание привитию малышу интереса к книгам. Заинтересовать же можно совершенно естественно – как можно чаще читайте сами (или хотя бы делайте вид, что читаете), рассказывайте интересные места из прочитанных книг, объясняйте, почему вообще важно читать и что дает этот навык. Вы сами должны быть примером для своего малыша, а это значит, что в вашем доме и в ваших руках всегда должно быть место книге.

    Теперь у вас есть вся необходимая информация для начала занятий по обучению чтению с самыми маленькими детьми. Просто будьте внимательны, отзывчивы и терпеливы, подходите к процессу обучения с разных сторон – тогда у вас и вашего малыша все получится. А в пятом уроке мы подробно расскажем о том, как помочь ребенку выучить алфавит, и предложим несколько методик, которые вы сможете использовать уже после прочтения материала.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

    Обучение чтению малышей младше 4–5 лет

    Екатерина Шапочанская
    Обучение чтению малышей младше 4–5 лет

    Любое дело всегда надо начинать постепенно, чтение не является исключением.

    Для начала покажите ребенку азбуку. Если он проявил интерес, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.

    Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.

    • Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.

    • Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!

    • Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.

    • Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.

    • Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.

    • Параллельно с чтением можно учиться писать.Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.

    1. Изучение букв

    Чтобы помочь малышу запоминать буквы:

    • выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;

    • моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;

    • обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. vk.com/sunmommy

    2. Изучение слогов

    Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме,что используется при заучивании букв:

    • многократно называйте слоги;

    • предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;

    • попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;

    • сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;

    • можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил;

    • искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу»,а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).

    3. Изучение звуков

    • потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача – отработать различение звуков в слове;

    • называйте все звуки (не буквы) в слове по порядку;

    • вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;

    • ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово – ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка – мишка, ночка – кочка, шар – пар, топор – забор);

    О природе для малышей с 2 до 3 лет Что можно рассказать малышу о мире животных? • Научить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову,.

    Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму» Тема: «Звук [с]. Обучение грамоте, чтению и письму». Цель: учить правильно произносить звук [с] в словах, предложениях, тексте. Задачи:.

    Конспект занятия «Математика для малышей 4–5 лет» Память и внимание можно и нужно развивать – в разных играх, настольных и словесных. Можно расставить пять игрушек, попросить ребенка запомнить,.

    Общеразвивающая программа «Обучение цирковому мастерству» для детей 5–6 лет Данная программа рассчитана на 2 года обучения, можно использовать как самостоятельную программу, так и вспомогательную. Основная цель программы.

    Обучение чтению дошкольников по методикам Н. Зайцева в условиях дополнительного образования в центре раннего развития Сегодня всё чаще и чаще можно услышать такие слова как ранее развитие ребёнка. Обилие книг и информации в Интернете может напугать любых.

    Консультация «Обучение дошкольников чтению» Обучение грамоте и чтению – ответственный период в жизни дошкольника. Программа начальных классов сложна и объемна и ребенку, не умеющему.

    Обучение детей чтению — одна из форм предоставления дополнительной образовательной уcлуги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» с. Татаново Тамбовского района Тамбовской области.

    Памятка родителям «Обучение чтению» Если Вы хотите научить читать ребенка до того как, он пойдет в школу, эта памятка для Вас. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного.

    Методическая разработка «Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет» I. Теоретический аспект 1.1. Развивающее значение руки человека «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука,.

    Консультация «Стоит ли обучать ребенка чтению 4–5 лет в детском саду?» Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком,.

    Основы обучения чтению детей

    Умение читать очень важно в современном мире. Именно благодаря ему мы получаем информацию из книг и учебных пособий, общаемся в интернете, который уже давно стал привычной частью нашей жизни. Естественно, что каждый любящий родитель хочет дать своему ребенку освоить это умение как можно раньше, чтобы он смог легче адаптироваться к школьной программе. Однако на деле оказывается, что обучение чтению – сложный процесс, требующий последовательного подхода. По этой причине взрослые нередко задаются вопросами: «какие программы обучения чтению лучше для ребенка?», «достаточно ли хорошо методики обучения чтению в начальной школесправляются со своей задачей, или же нужно готовиться заранее?». Попробуем разобраться в хитросплетениях образовательного процесса и выбрать правильный подход к занятиям.

    Можно начинать учиться читать – Признаки готовности

    Многие родители хотят подготовить детей к школе, научить их читать еще до поступления в первый класс. Это стремление оправданно, ведь малышу легче будут даваться занятия, если он уже обучен грамоте. Независимо от того, что официально обладать навыком чтения до школы ученикам не требуется, современные реалии таковы, что программа первого класса очень быстро проходит буквы и звуки. Не все дети успевают изучать и закреплять знания, многим из них трудно работать в таком темпе. К тому же, малышам, которые только начинают осваивать грамоту, бывает сложно догнать своих заранее подготовленных сверстников.

    Поэтому обучать детей чтению полезно еще до школы, но нужно учитывать особенности ребенка, чтобы избежать распространенных ошибок. В первую очередь, стоит обращать внимание на возраст малыша. Несмотря на то, что у специалистов нет единого мнения, когда лучше начать учить ребенка читать, большинство из них не советуют приступать к занятиям до того, как малыш достигнет 5 лет.

    Дело в том, что, когда мы читаем, задействуется левое полушарие мозга, именно благодаря его работе ребенок учится запоминать и узнавать символы. До 5 лет дети для изучения окружающего мира больше используют правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, эмоции, мечты. Задача маленького ребенка – научиться понимать эмоции других людей и выражать собственные, а также примерять на себя различные роли в форме фантазии или игры.

    Когда родитель рано заставляет малыша запоминать цифры и буквы, это нарушает естественный ход его развития, искусственно провоцирует больше задействовать правое полушарие мозга, чем левое. Из-за этого дети упускают возможность развить эмоциональную сферу интеллекта, повышается вероятность приобрести некоторые психологические проблемы: неумение распознавать и понимать эмоции других людей, замкнутость и неуверенность в себе. По этой причине психологи не рекомендуют обучать детей чтению до достижения ими пяти лет.

    Возраст – не единственное, на что стоит обратить внимание, чтобы определить готовность малыша обучаться чтению. Очень сложно изучать грамоту, когда устная речь ребенка еще недостаточно развита или в ней присутствуют дефекты. Для того, чтобы извлечь максимальную пользу из занятий, необходимо заранее убедиться, что малыш выговаривает все звуки. Если у ребенка обнаруживаются проблемы с произношением некоторых букв, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированному логопеду, который поможет исправить ошибки и скорректировать речь.

    Обучиться чтению также не получится без умения концентрировать внимание. Тренировать это умение можно благодаря занятиям, которые требуют усидчивости: рисование, лепка, изготовление различных поделок. В отличие от обучения грамоте, такое времяпрепровождение полезно и в более раннем возрасте, чем пять лет, оно позволяет малышу научиться сосредотачиваться на аккуратной, кропотливой работе.

    Развитый навык чтения – это не только умение распознавать буквы и воспроизводить текст, требуется также запоминать и пересказывать прочитанное. Для этого нужна хорошая память, широкий словарный запас. Поэтому, для того, чтобы подготовить ребенка к обучению грамоте, важно уже с раннего возраста просить его пересказывать то, что с ним происходило в течении дня: с кем играл на детской площадке, что кушал в детском саду, что купили при походе в магазин. А для обогащения речи малыша необходимо читать ему книги – детские сказки и рассказы, объяснять ему значение неизвестных ранее слов.

    Следование данным рекомендациям позволит вовремя приступить к обучению чтению, а значит успешно подготовиться к программе первого класса.

    Какие методики и технологии обучения чтению лучше

    На сегодняшний день существует множество программ по обучению детей чтению: по азбуке и букварю, по карточкам или кубикам. Важно понимать, что все это – только вспомогательные материалы для занятий. Чтобы изучить и закрепить навыки чтения, необходимо последовательно подходить к обучению, которое условно можно разделить на несколько этапов:

    Звуковой этап

    Перед тем, как изучать алфавит, важно показать ученику, что такое звук. Важно показать, что на слух слово – это набор звуков, нужно понять, как их определять: «м-а-м-а», «т-и-г-р», «м-а-ш-и-н-а».

    Многие родители недооценивают данный этап, сразу переходят к изучению букв. Игнорирование звукового периода обучения, недостаточное его закрепление приводит к тому, что уже в первом классе у ребенка могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слова. В дальнейшем это отразится не только на таком предмете, как русский язык, но и на иностранных языках, ведь при изучении слов там используется транскрипция, с которой не получится работать без достаточной фонетической грамотности ученика. Поэтому важно уделить особое внимание звуковой части обучения.

    Читайте также:  Все болезни поджелудочной железы

    Буквенный этап

    Только когда малыш усвоил и закрепил звуковой этап, можно приступать к буквенному периоду обучения. Первостепенно изучается алфавит, затем ребенок учится читать первые простые слова: «в-о-д-а», «к-о-т», «д-о-м». Так он начинает сопоставлять букву с принадлежащим ей звуком. Время, которое необходимо потратить на изучение букв зависит от множества факторов: возраста малыша, его памяти и стараний. Независимо от того, где занимается дошкольник – с родителем или с педагогом – важно интерпретировать программу специально под него.

    Когда ребенок уже усвоил, так называемое, побуквенное чтение, наступает время перейти к изучению слогового чтения: «мо-ло-ко», «со-ба-ка», «об-ла-ка». Этот этап очень важен, в дальнейшем он научит ребенка правильно переносить слово на следующую строку. В начальной школе самой частой ошибкой в написании слов является пропуск буквы, именно данный период обучения чтению закладывает привычку проговаривать слово про себя по слогам при его написании. Благодаря этому ученик пишет грамотнее, допускает меньше недочетов из-за невнимательности, а значит, что и его успеваемость по русскому языку растет.

    После достаточного изучения слогов, ребенок учится читать слова целиком. В первое время ему будет сложно отвыкнуть читать слово по частям, но постепенно он научится. Именно на этом этапе малыш приступает к азам беглого чтения. Когда оно развито в достаточной мере, дети легче справляются с уроками в школе, ведь:

    • они тратят меньше времени на подготовку домашних заданий, чем их сверстники, благодаря возможности быстро знакомиться с печатной информацией;
    • они легче усваивают материал, а значит их успеваемость выше;
    • они спокойнее воспринимают адаптацию к школе, так как приходят в нее уже подготовленными;
    • они имеют хорошую мотивацию к учебе, так как школьная программа дается легче.

    Это основные причины, по которым педагоги и психологи рекомендуют готовиться к первому классу заранее, учиться читать еще до школы.

    Обучение ребенка осознанному чтению

    Уже в первом классе проверяется всем знакомая с детства техника чтения. Учитель выбирает простой текст с крупным шрифтом с минимумом сложных и незнакомых слов, засекает одну минуту, в течение которой ученик старается прочитать как можно большее количество слов. Несмотря на то, что в первом учебном году ученикам не ставятся оценки, у педагога есть нормативы, по которым он может оценить успехи ребенка.

    В перовом полугодии на отлично справляются те дети, которые читают от 20 слов в минуту, хорошо – 16-20 слов, удовлетворительно – 10-15 слов, до 10 слов – плохо. Во втором полугодии отличным результатом считается чтение от 40 слов в минуту, хорошим – 31-40 слов, удовлетворительным – 25-30 слов, плохим – до 25 слов. Но, как показывает практика, те дети, которые были в достаточной мере обучены чтению еще до школы, свободно воспроизводят текст от 80 слов в минуту к концу второго полугодия первого класса.

    Многие педагоги и родители считают результаты проверки техники чтения показателем того, насколько хорошо развит навык воспроизведения текста у ребенка. Важно помнить, что не только скорость ознакомления с книгой имеет значение, необходимо также хорошо понимать и запоминать прочитанное, читать осмысленно.

    Сформировать осознанное чтение можно благодаря практике, а также с помощью выполнения различных упражнений:

    • Чтение без пробелов. Ребенку дается к ознакомлению отрывок, в котором нет пробелов, позволяющих отделять одно слово от другого:

    «Наступиладождливаяосень. – Наступила дождливая осень»,

    «Холоданаступилиптицыулетелинаюг. – Холода наступили, птицы улетают на юг»,

    «Природаокрасиларастениявжелтыеикрасныецвета. – Природа окрасила растения в желтые и красные цвета»,

    «Прекрасенмирвокругвэтовремягода» – Прекрасен мир вокруг в это время года».

    Чтобы справиться с упражнением, ребенку придется не только прочитать текст, но и найти его смысл, разделив соединенные друг с другом слова.

    • Составление слова из букв. Малышу предлагается справиться с непростой для него задачей – с нахождением правильной последовательности перемешанных между собой букв, чтобы составить загаданное слово:

    Данное упражнение к тому же полезно еще и тем, что развивает логику ребенка и его зрительную память. Еще одним плюсом данного задания является то, что оно, как и предыдущее, скорее всего, понравится ребенку, и он проведет время не только с пользой, но и с удовольствием.

    • Пересказ прочитанного. Именно когда перед учеником стоит задача не только прочитать текст вслух или про себя, но и рассказать о чем он, ребенок настраивается на вдумчивое чтение. Пересказ прочитанного позволит малышу развить свою память и речь, а также с более высокой долей вероятности заинтересоваться книгами.
    • Обсуждение прочитанного. Для того чтобы ребенок читал вдумчиво, необходимо обсуждать с ним то, что хотел донести до него автор произведения. Умение выделять главную мысль и мораль сказки или рассказа пригодится первокласснику в школе.

    Важно подобрать правильные книги для чтения в период обучения грамоте. Предлагайте малышу небольшие сказки или рассказы, читайте вместе с ним по частям. Так он будет проявлять больше заинтересованности, чем если бы знакомился с произведением самостоятельно. Помните, что выбранный текст не должен содержать большое количество сложных слов, желательно, чтобы он был максимально простым.

    Перед тем, как приступить к обучению ребенка осмысленному чтению, необходимо убедиться, что он в достаточной мере закрепил звуковой и буквенный этапы, перешел на начальную стадию беглого чтения. Залогом хорошего уровня воспроизведения и запоминания текста является постепенное прохождение всех этапов программы.

    Экспресс-методы обучения чтению

    Педагоги и психологи солидарны в своем мнении – нет способа обучить ребенка читать на хорошем уровне за короткий промежуток времени. Стремление быстрее наверстать упущенное или, наоборот, заранее в быстром темпе освоить грамоту ведет к тому, что навык малыша не будет достаточно развит и закреплен. Важно последовательно подходить к обучению независимо от того, где проводятся занятия – дома или в центре дошкольного развития.

    К сожалению, современный родитель не всегда справляется с занятиями по освоению грамоты с малышом. К тому же, каждый ребенок индивидуален, и педагогу легче найти к нему подход в зависимости от его способностей и мотивации учиться. По этой причине сегодня набирают популярность центры дополнительного образования детей, в которых малышей обучают как чтению, так и другим дисциплинам.

    Не всегда легко выбрать хорошее учебное заведение дополнительного образования. Важно обращать внимание на те, в которых занятия ведутся на основе методик, проверенных временем, доказавших свою эффективность. Не стоит доверять программам, обещающим за короткий срок научить ученика читать с нулевого уровня. Даже если в них и планируется знакомство и со звуковым, и с буквенным этапами, то очень беглое, недостаточное для того, чтобы развить этот навык на должном уровне.

    Первостепенной задачей программы является подготовка ученика к беглому чтению, развитие памяти, интуитивной грамотности, словарного запаса, устной и письменной речи. За короткий срок добиться этого невозможно. Только постепенно, от простого к сложному, малыш учится быстро и осознанно читать текст, иной технологии просто не существует.

    Конечно, даже если ребенок к первому классу еще не умеет читать, его возьмут в школу, но лучше подготовиться заранее. Постигать азы грамоты дома или обучать ребенка чтению в центрах дополнительного развития по проверенной методике – каждый выбирает сам, главное серьезно относиться к образовательному процессу и не допускать ошибок в нем. Помните, что переучить ребенка читать правильно сложнее, чем научить с нуля.

    Как научить ребенка читать? Советы родителям дошкольника

    Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

    На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.

    Попробуйте наш курс в игровой форме!

    С какого возраста учить ребенка читать?

    Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

    Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

    Ребенок точно готов учиться читать, если он:

    • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
    • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
    • различает понятия право-лево, верх-низ;
    • правильно выговаривает буквы;
    • проявляет интерес к буквам и чтению.

    Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

    Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.

    Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

    Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

    Чтение по слогам (фонетический метод)

    Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

    Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

    • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
    • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

    Кубики Зайцева

    На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

    Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

    • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
    • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

    Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

    Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

    • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
    • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

    Методика Марии Монтессори

    Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

    Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

    • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
    • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

    Какую методику выбрать?

    Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

    Учимся читать играючи

    Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

    «Живые буквы»

    Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

    Упражнения в игровой форме

    Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

    Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

    Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

    Настольные игры

    Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

    «Тайные письма»

    Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

    Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

    Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

    Упор на запоминание букв, а не звуков

    Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

    Изнуряющие занятия

    Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

    Психологическое давление

    «Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

    Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

    Отсутствие у родителей привычки читать

    Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

    Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

    Читайте книги вместе с ребенком

    Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

    Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

    Оцените статью
    Добавить комментарий