Профилактика близорукости у детей | Народная медицина , народное лечение народными средствами. Методы и лечение.

Профилактика близорукости у детей

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ БЛИЗОРУКОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА У ДЕТЕЙ

Близорукость… Не надо доказывать, какой огромный вред приносит людям этот своеобразный налог на грамотность. В развитых странах этим заболеванием поражено 20—25 % населения. Поэтому охране зрения детей и подростков уделяется все больше внимания. Возрастает интерес к вопросам предупреждения близорукости, усиливается пропаганда мер профилактики данной патологии.
Начало заболевания выражается в том, что ребенок начинает плохо видеть написанное на школьной доске, просит пересадить его на первую парту. При рассмотрении предметов вдали он прищуривает глаза, при чтении держит книгу на близком расстоянии от глаз. Во время письма сильно наклоняет голову к тетради. В кино или театре стремится занять место поближе к экрану или сцене.
В настоящее время доказано, что так называемая школьная близорукость развивается у детей преимущественно в период учебы. Главная ее причина—усиленное чтение на близком расстоянии. Чем менее гигиеничны условия зрительной работы, тем больше проявляют себя факторы, способствующие развитию близорукости. Чтобы понять, отчего это происходит, вспомним строение оптической части глаза. Глаз человека — своеобразная оптическая камера, в которой можно выделить сверхчувствительный экран-сетчатку и светопреломляющие среды — роговицу и хрусталик. Хрусталик с помощью связки соединен с цилиарной мышцей. Благодаря ее способности сокращаться хрусталик может изменять свою форму: он становится более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломляет попадающие в глаз лучи света. Благодаря аккомодации глаз может видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии от него. При хорошем состоянии аккомодации у ребенка в процессе его роста и роста глаз, как правило, формируется нормальный (соразмерный) глаз. Если же аккомодация ослаблена, что может наблюдаться при понижении кровоснабжения глаза, обусловленном болезнями (например, хроническим тонзиллитом, ревматизмом, рахитом и др.), длительная зрительная нагрузка, особенно в неблагоприятных гигиенических условиях, становится для органа зрения непомерной. Цилиарная мышца глаза начинает функционировать на пределе своих возможностей, и организм, исчерпав все свои ресурсы, вынужден перестроить оптическую систему глаза так, чтобы избежать непосильной нагрузки на орган зрения. Это можно осуществить только одним путем — несколько удлинить глаз и отодвинуть сетчатку кзади. Достаточно переместить ее на 1 мм, чтобы зрительная работа на близком расстоянии выполнялась уже без напряжения цилиарной мышцы и хрусталика.
Таким образом, ослабление организма, перенесенные заболевания (хронический тонзиллит, отравление организма, ревматизм, инфекционный гепатит, глисты, невроз) и несоблюдение основных гигиенических правил при чтении могут привести к ослаблению деятельности цилиарной мышцы и аккомодации, а затем — к развитию близорукости, которая сопровождается удлинением передне-задней оси глаза. Чтобы не допустить этого, следует прежде всего оздоровить ребенка, соблюдать гигиенические условия, необходимые для деятельности глаз.

Как правильно сидеть за столом и за партой. Профилактика близорукости
Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30—35 см. При этом не требуется сильного напряжения зрения. В домашних условиях родители должны следить, чтобы мебель соответствовала росту ребенка (таблица). На хорошо подобранной мебели ребенку легче научиться правильно сидеть. Обычно посадка вырабатывается в младших классах. Если ребенок к окончанию III—IV класса не научился правильно сидеть за столом или за партой, выработать правильную посадку уже трудно. Об этом должны помнить родители. Во время чтения или письма следует сидеть прямо, не наклоняя туловище вперед или назад. Надо постоянно напоминать детям, чтобы они сидели прямо, не горбились, не приближали книгу или тетрадь к глазам. При правильной посадке во время занятий ребенок держит туловище прямо,
голову наклоняет слегка, плечи на одном уровне. Областью поясницы опирается на спинку сиденья. Между грудью школьника и краем стола должно быть расстояние не больше кулака ребенка. Руки лежат на столе или парте, ноги опираются на пол или подставку для ног.
Если рабочее место не соответствует росту ребенка, он вынужден все время менять расстояние между книгой и глазом. При большой парте расстояние от глаз до тетради или книги меньше, чем необходимо, и наоборот, если парта мала, школьник сидит с опущенными плечами, сжатой грудью, ноги не упираются в подножку парты, спина не касается спинки сидения, расстояние между глазами и книгой становится больше 30—35 см.

Освещение рабочего места у детей для предупреждения близорукости должно быть таким, чтобы можно было свободно, без напряжения различать окружающие предметы, читать, писать, выполнять любую работу. Оптимальным считается освещение не менее 600 лк. В ясную солнечную погоду освещенность равняется 60 ООО— 100 000 лк, в пасмурную — 5000—20 000 лк, на закате — 300—1000 лк. Таким образом, в летнее и весеннее время года освещение помещений для занятий может быть естественным. Осенью и зимой, особенно при пасмурной погоде, необходимо рано включать свет.
Какими же лампами лучше пользоваться — накаливания или люминесцентными? Доказано, что глаза меньше устают при дневном освещении, поэтому нужно отдавать предпочтение люминесцентным лампам. Если их нет, можно применять и лампы накаливания. Следует только помнить, что рабочее место должно находиться у окна. За окнами необходимо следить, своевременно их мыть, не занавешивать плотными шторами. Источник света (настольную лампу) располагают слева от ученика на расстоянии от учебника 50—60 см. Мощность лампы не превышает 75— 100 Вт.
Нередко родители интересуются, почему ребенку нельзя читать лежа. Дело в том, что при таком положении нельзя сохранить оптимальное расстояние от глаза до книги. В связи с постоянным его изменением цилиарной мышце глаза приходится все время приспосабливаться, обеспечивая необходимую кривизну хрусталика, чтобы сделать изображение четким. Поэтому, если ребенок находится на постельном режиме, но уже чувствует себя хорошо, ему можно разрешить чтение в постели. Только при этом нужно пользоваться специальной наклонной доской: ее ставят на кровать под углом 15—20°. Но даже при таких условиях длительность занятий не должна превышать 1 ч в день. Тем, кто любит читать в транспорте, следует напомнить такую поговорку: «Кто читает на ходу, попадает всегда в беду». Да, чтение в автобусе, троллейбусе, метро и т. д. очень вредно для глаз. Во-первых, освещение здесь, как правило, недостаточное. Во-вторых, из-за постоянных толчков сложно удерживать книгу на необходимом расстоянии, вследствие чего глаза быстро устают. Особенно вредно читать во время движения транспорта детям — ведь у них не сформировалась оптическая система глаз.
Шрифт книги, рисунки должны быть четкими, контрастными, писчая бумага — белой, чернила или паста — темными и т. д.
Родители часто спрашивают, можно ли детям с пониженным зрением смотреть телевизионные передачи? Конечно, телевидение дает много интересной, нужной информации и порой невозможно отвлечь ребенка от экрана телевизора. Все же нужно строго дозировать количество просматриваемых телепередач. Рекомендуется смотреть только программы для детей. Особенно это относится к детям дошкольного и раннего школьного возраста. В этот период развитие зрительных функций еще не закончено и любая перегрузка может привести к заболеванию глаз.
Во время просмотра телевизионных передач надо сидеть прямо перед экраном телевизора, на расстоянии не менее 2—3 м. Комната при этом должна быть освещена. Светильник лучше всего повесить за телевизионным экраном, чтобы свет не попадал в глаза. Особенно надо следить за изображением. Оно должно быть четким, без искажений.

Профилактический режим дня при близорукости
Режим дня школьника, страдающего близорукостью. Профилактикой близорукости предусмотрено общее укрепление организма, в первую очередь — правильный режим дня. Кандидатом медицинских наук Е. М. Белостоцкой разработан оптимальный режим дня для учеников I—X классов, посещающих школу в первую и вторую смены. Близорукость и косоглазие чаще развиваются у ослабленных детей. При общих патологических процессах в организме могут поражаться соединительнотканная оболочка глаза, или склера, цилиарная мышца, что приводит к ослаблению процесса аккомодации, а в конечном итоге — к снижению остроты зрения. Развитию близорукости способствуют переутомление, чтение в недостаточно освещенном помещении и т. д.